Анаболизм и катаболизм - двуединые элементы одного и того же процесса

Автор: Леонид Остапенко

28.12.2020

Подытоживая это вступление, нужно подчеркнуть, что анаболические и катаболические процессы двуединого метаболизма находятся в состоянии динамического равновесия. Динамического потому, что в определенных условиях жизнедеятельности берет перевес первая составляющая обмена, в других победу одерживает вторая. Поскольку после любого сдвига обмена в сторону катаболизма происходит как минимум равноценное усиление анаболизма, «подавлять» катаболизм каким-либо способом - это равноценно тому, что вы с таким же успехом будете угнетать и последующий анаболизм. При этом если сумма катаболических реакций не достигает разрушительного уровня (или предела приспособительных реакций организма, или же стадии истощения – вспомним Ханса Селье!), то анаболизм стремится все восстановить, как правило, до исходного уровня, а в случае, если катаболические реакции находились в пределах стадии резистентности, то анаболизм восстанавливает все с «запасом». Это и есть подлинная суть конструктивных нагрузок! Подчеркнем: катаболизм – конструктивное явление, так как стимулирует анаболизм. Однако есть здесь один аспект, который чрезвычайно важно учитывать нам, как представителям физически активной части населения. Накопление живых структур проис­ходит в условиях положительного, а разрушение и изнашивание - в условиях отрицательного белкового (азотистого) равновесия. Но об этом подробнее – чуть дальше. Полезно также учитывать, что пути обмена весьма сложны, и могут включать тысячи разнообразных реакций. Эти реакции протекают не хаотически, а в строго определенной последовательности, испытывая на себе регуляторное влияние множества генетических и биохимических механизмов.

Так что с катаболизмом нет никакой нужды «бороться», и тем более каким-либо искусственным способом его «подавлять». Тем не менее, в целом обмен, куда входят и анаболизм, и катаболизм, можно разумно оптимизировать. Вот об этом далее и поговорим.

Миф о катастрофической потере мышечной массы и силы

Циркулирующие в наших кругах мифы о том, что малейшие отклонения от строго режима тренировок активируют катаболизм, и он буквально «съедает» мышечные ткани, заработанные тяжким трудом в зале, являются сильным преувеличением, если не банальной чепухой. Начнем со ссылки на опыты в США, которые показали, что пауэрлифтеры, которым было предложено на две недели прекратить тренировки, не потеряли в течение этого времени сколь-либо значительных количеств мышечной ткани, однако при этом они придерживались одного строгого правила: поддерживали положительный азотистый баланс. То есть – не  снижали количества потребляемого в течение суток белка. Но за пределами этого периода все может изменяться в худшую сторону, независимо от усилий по поддержанию позитивного азотистого баланса. Относительно спортсменов таких данных, к сожалению, я не обнаружил, но в среднем вынужденная полная гиподинамия обездвиженных пациентов (скажем, в результате обширных травм или комы) ведет к потерям примерно 0,5% сухой массы тела и около 1,5% силовых показателей в сутки. Имеются, однако, и приятные новости: некоторым активным спортсменам элитного уровня после перерыва в тренировках, длившегося 3-4 года, удавалось вернуть почти 90% своей силы в течение 2-3 месяцев разумно выстроенного восстановительного тренинга.