Важное ограничение аминокислот и продолжительность жизни
12.08.2026
Имеющиеся на данный момент доказательства подтверждают пользу ограничения калорий для долголетия, однако сокращение потребления белка ранее широко не изучалось. Теперь новый обзор, опубликованный в журнале Cell Press Blue, показывает, что ограничение общего количества белка в рационе или конкретных незаменимых аминокислот может помочь людям улучшить период здоровой жизни и увеличить долголетие, аналогично результатам, достигаемым при ограничении калорий. В обзоре, охватывающем более 350 научных работ об испытаниях на животных и людях, описывается, как ограничение белка в рационе и конкретных незаменимых аминокислот, способствует здоровому старению и продлевает жизнь.
Авторы обзора изучили влияние ограничения белка на различные организмы, включая микробы, мышей, других животных и людей, используя наблюдательные исследования, рандомизированные контролируемые испытания и эксперименты на клеточных культурах. Исследователи обнаружили, что употребление меньшего количества белка принесло большую пользу для здоровья. Употребление меньшего количества белка помогало организму сжигать больше калорий, снижало уровень жира в теле и помогало лучше контролировать уровень инсулина за счет повышения уровня фактора роста фибробластов 21 (FGF21) — гормона, помогающего защитить организм от старения.
Диета с низким содержанием белка также подавляла mTORC1 и активировала GCN2 — два ключевых сенсора питательных веществ, регулирующих рост клеток и реакцию на стресс. Это фактически давало клеткам организма команду замедлить старение и более эффективно очищаться от клеточного мусора с помощью аутофагии. Сокращение белка также уменьшало количество стареющих (сенесцентных) клеток. Стареющие клетки часто называют клетками-зомби, потому что это поврежденные клетки, которые прекращают деление (митоз), но отказываются умирать, провоцируя скрытое воспаление.
Еще одним важным эффектом диеты с низким содержанием белка, замеченным учеными, стало улучшение работы митохондрий, энергетических станций клеток, и снижение повреждения тканей активными формами кислорода (АФК). В исследованиях на животных ученые также увидели, что лабораторные животные жили дольше и меньше страдали от возрастных недомоганий и слабости, когда получали меньше белка. Однако исследователи подчеркнули, что потребности в белке должны подбираться индивидуально в зависимости от физической активности и возраста.
Как именно употребление меньшего количества белка улучшает обмен веществ?
Издание обсудило результаты исследования с двумя экспертами — Кристин Киркпатрик, магистром наук, зарегистрированным диетологом, президентом KAK Consulting и диетологом в Отделении профилактической медицины и оздоровления Клиники Кливленда в Огайо, и Мишель Рутенштейн, магистром наук, зарегистрированным диетологом, сертифицированным специалистом по уходу и обучению при диабете, диетологом в области профилактической кардиологии в EntirelyNourished.




