Так ли опасен глютен: смотрим результаты исследований
08.01.2023
Давайте забудем о хлебофобах «Пшеничного брюха» и сконцентрируемся на поисках того, что именно в хлебе якобы вызывает проблемы с пищеварением.
Есть ли исследования, подтверждающие опасность глютена?
Примерно через год после "серьезнейшего" научного эксперимента с куском хлеба, прижатого к животу Джоковича, Питер Гибсон, профессор гастроэнтерологии, опубликовал результаты двойного слепого, рандомизированного и плацебо-контролируемого эксперимента, показавшего, что глютен является причиной желудочно-кишечного расстройства у людей без целиакии.
Это была просто манна небесная для всех противников глютена, но сам Гибсон вместо того, чтобы превратиться в ярого борца с глютеном и перейти на безобразное на вкус безглютеновое печенье из нута, мучился сомнениями.
Он не мог понять, что именно в глютене способно вызывать проблемы с пищеварением. Кроме того, в его первоначальном эксперименте было так много переменных, что он засомневался: всё ли он проконтролировал, всё ли учёл? Тогда он решил повторить эксперимент, но теперь с такими дополнительными контрольными мерами, которые редко встречаются в нутрициональных исследованиях.
Он нашел 37 человек, у которых не было глютеновой болезни, но пищеварение улучшилось в результате перехода на безглютеновую диету. В ходе эксперимента он обеспечивал их едой, чтобы у них не было ни единого шанса тайком сгонять в бургерную или кондитерскую.
Он устранил любые возможные причины желудочно-кишечных проблем, включая некоторые консерванты, лактозу и плохо усваиваемые углеводы с короткой цепью, известные как FODMAPS (ферментируемые олигосахариды, дисахариды, моносахариды и полиолы), которые содержатся во множестве продуктов, включая хлебобулочные изделия.
Стремясь исключить вероятность влияния на результат какой-либо случайности, он собирал у подэкспертных урину и кал для анализа.
Он даже провел их через циклы разных диет. Сначала на две недели им был назначен низкий уровень FODMAP, чтобы установить линию отсчёта, затем они питались продуктами с высоким содержанием глютена, или сидели на диете с двумя граммами глютена и 14 граммами изолята сывороточного белка (диета с низким содержанием глютена), либо на диете с 16 граммами изолята сывороточного белка (диета плацебо, контрольная).
Ни на каком этапе никто не знал, на какой диете он сидит.
Когда Гибсон взглянул на результаты, то обнаружил, что все диеты усилили желудочно-кишечные симптомы в одинаковой степени и пришел к выводу, что это явление было психологическим - участники ожидали, что при смене диеты им станет хуже, и действительно стало хуже.
Профессор был вынужден сделать вывод: «В отличие от нашего первого исследования мы не смогли найти никакой конкретной реакции организма человека на глютен».