Помидоры помогают уменьшить накопление жира в печени
11.08.2026
Период вмешательства длился всего 6 недель, поэтому данное исследование не может свидетельствовать о каких-либо долгосрочных преимуществах. В исследовании также участвовали только взрослые в возрасте 65 лет и младше, поэтому неясно, как результаты могут отличаться у пожилых людей. Большинство участников были мужчинами, поэтому более сбалансированные группы могут быть полезны в будущих исследованиях. Кроме того, исключение участников с индексом массы тела более 30 также могло ограничить выводы.
Эндокринолог и специалист по ожирению доктор медицины Ранда Абдельмасих из Медицинского отделения Техасского университета (UTMB), не принимавшая участия в исследовании, сообщила: «Исследование демонстрирует скромное снижение печеночного стеатоза за шесть недель в весьма узко отобранной популяции взрослых с MASLD и ИМТ [индексом массы тела] 30 кг/м² [килограммов на квадратный метр] или более. Большинство пациентов, которых мы видим в клинической практике, имеют ожирение (ИМТ более 30 кг/м²), сахарный диабет 2 типа или более запущенные метаболические заболевания, поэтому применимость этих результатов ограничена».
Джонатан Дженнингс, магистр наук, доктор медицины, сертифицированный терапевт из Medical Offices of Manhattan, также не участвовавший в этом исследовании, выразил аналогичное мнение об ограничениях его результатов: «Критерии включения требовали наличия только одного кардиометаболического фактора риска, и это мог быть любой фактор риска. Меня беспокоит, что не все риски одинаковы, и люди с несколькими факторами подвергаются большему риску, чем люди с одним фактором риска», — рассказал нам Дженнингс. «Сахарный диабет 2 типа с большей вероятностью приводит к MASLD, чем высокое артериальное давление, но в исследовании они оцениваются как равные факторы риска», — отметил он.
Исследователи отмечают, что снижение уровня жира в печени могло быть связано с другими факторами, например с тем, как участие в исследовании диетического вмешательства влияет на самих участников. Исследователи также были ограничены тем, что им приходилось полагаться на консультации по питанию и отчеты самих участников о соблюдении диеты.
Абдельмасих отметила, что поскольку вмешательство сочетало свежие помидоры и томатный соус, «трудно определить, какой именно компонент или их комбинация обусловили наблюдаемый эффект». Кроме того, исследователи не измеряли уровень циркулирующего ликопина и каротиноидов — компонентов, которые могут отвечать за потенциальное влияние помидоров на здоровье печени.
Ограниченное клиническое применение
Авторы отмечают, что их исследование было поисковым, поэтому оно в основном служит источником информации для будущих изысканий. Они подчеркивают, что выводы требуют подтверждения в более крупных и долгосрочных исследованиях, и призывают рассматривать их как основу для формирования гипотез. Также неясно, насколько полезны эти выводы в клинической практике, поскольку другие показатели остались без изменений.




