Трансжиры в молоке и сердечно-сосудистые заболевания или диабет
08.06.2026
Трансжиры — это тип ненасыщенных жиров, которые могут естественным образом содержаться в продуктах питания, получаемых от жвачных животных, таких как коровы, овцы и козы, или могут создаваться искусственно в процессе производства продуктов питания и часто присутствуют в некоторых обработанных и жареных продуктах. Искусственные трансжиры, часто получаемые путем частичной гидрогенизации растительных масел, уже давно связывают с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний и диабета 2 типа. Из-за этих рисков многие страны ввели ограничения или запреты на использование искусственных трансжиров в обработанных пищевых продуктах.
Однако природные трансжиры содержатся в меньших количествах в молочных продуктах и некоторых видах мяса, и исследователи спорят о том, оказывают ли они такой же вредный эффект, как промышленные трансжиры, или же они могут обладать нейтральным или даже полезным метаболическим действием. Новый анализ дополняет растущее число доказательств того, что природные трансжиры могут не нести в себе таких же сердечно-сосудистых рисков. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nutrition Research, не выявили четкой связи между трансжирами молочного происхождения и повышенным риском развития болезней сердца, инсульта, смерти от сердечно-сосудистых заболеваний или диабета 2 типа.
Как природные трансжиры влияют на холестерин, липиды крови и здоровье сердца?
Исследовательская группа изучила данные 22 исследований с участием добровольцев из Европы, Канады и США. Сначала они проанализировали 10 контролируемых диетических испытаний, в которых участники употребляли молочные продукты с естественно повышенным уровнем трансжиров, после чего оценивалось влияние на биомаркеры липидов в крови, что помогает определить риск сердечно-сосудистых заболеваний. В ходе испытаний участники потребляли от 1,3 до 13,2 грамма (г) молочных трансжиров ежедневно. Анализ не выявил существенных различий в уровне холестерина или других маркеров липидов в крови по сравнению с обычным потреблением молочных продуктов.
Команда также изучила 12 долгосрочных наблюдательных исследований, в которых на протяжении многих лет (в некоторых случаях более 20 лет) велось наблюдение за тысячами участников. В этих исследованиях измерялся уровень трансжиров молочного происхождения в крови и отслеживались исходы для здоровья с течением времени. И снова исследования не обнаружили связи между более высоким уровнем молочных трансжиров и повышенным риском болезней сердца, инсульта, смерти от сердечно-сосудистых заболеваний или диабета 2 типа.
Мишель Рутенштейн (MS, RD, CDCES, CDN), зарегистрированный диетолог, сертифицированный специалист по лечению диабета, кардиологический диетолог и владелица компании Entirely Nourished, которая не принимала участия в исследовании, не была удивлена результатами.




