Может ли аргинин помочь укрепить иммунную систему?
10.08.2026
Аргинин улучшил исходы рака и вирусных инфекций у мышей
Ограничение аргинина снизило уровень MHC-I в клетках колоректального рака человека и мыши. Исследователи обнаружили аналогичные эффекты и в нескольких других линиях раковых клеток. У мышей прием добавок с аргинином уменьшил опухоли толстой кишки и улучшил исходы гриппа и SARS-CoV-2 — вируса, вызывающего COVID-19. Раковые клетки с меньшим количеством аргинина отображали меньше антигенов. В результате T-лимфоциты CD8 распознавали и уничтожали меньше раковых клеток. Когда исследователи восстановили уровень аргинина после 24 часов ограничения, уровень MHC-I восстановился в течение нескольких часов. Исследователи обнаружили, что низкий уровень аргинина вызывал задержку рибосом при производстве MHC-I. В экспериментах с колоректальным раком у мышей, получавших дополнительный аргинин с пищей, развивалось меньше опухолей меньшего размера, в то время как у мышей, потреблявших меньше аргинина, развивалось больше опухолей.
Прием добавок аргинина также снизил потерю веса и смертность у мышей, больных гриппом. Исследователи наблюдали положительный эффект даже тогда, когда начинали давать добавки через 1 день после заражения. У мышей с SARS-CoV-2 прием добавок снизил потерю веса, уровень вируса и поражение легких.
Автор исследования, доктор медицины и философии Сохейл Тавазои, прокомментировал исследование. «Количество аргинина, которое мы давали в качестве добавки, эквивалентно примерно 10 граммам аргинина в день», — сказал Тавазои. Его команда надеется протестировать прием добавок на людях с гриппом, имеющих высокий риск тяжелого течения заболевания.
Национальные институты здравоохранения (NIH) сообщают, что дозы от 9 до 30 граммов (г) могут вызывать дискомфорт в желудочно-кишечном тракте и незначительно снижать артериальное давление. Необходимы клинические исследования на людях, чтобы определить, снижает ли упоминаемая Тавазои доза аргинина риски и улучшает ли она результаты безопасно и эффективно.
Стоит ли принимать добавки с аргинином для укрепления иммунной системы?
Антон Бильчик, доктор медицины и философии, хирург-онколог, главный врач и директор программы по желудочно-кишечным и гепатобилиарным заболеваниям в Институте рака Провиденс Сент-Джон, который не участвовал в этом исследовании, также прокомментировал его.
«Исследование подчеркивает интригующую и потенциально важную роль аргинина — недорогой и широко доступной аминокислоты», — отметил Бильчик. Бильчик отметил, что большинство здоровых людей обычно хорошо переносят 10 г в день, но такая доза может представлять риск для людей с заболеваниями почек или печени. Он посоветовал проконсультироваться с врачом перед использованием аргинина для укрепления иммунитета. «Пациентам следует избегать самостоятельного назначения себе таких добавок, как аргинин, в надежде укрепить иммунитет или улучшить результаты лечения рака, пока не будут получены более убедительные данные исследований на людях», — порекомендовал он.




