Как заставить ребёнка полюбить фрукты и овощи больше, чем шоколад и конфеты
13.01.2025
Если он не сладкоежка, то вам повезло. В противном случае убедить его в неимоверной пользе яблок или кудрявой капусты практически невозможно. Аргументы просто не действуют, ведь в этом возрасте мало кто осознаёт ценность здоровья и уж точно не думает о будущем самочувствии.
Нарастающая эпидемия ожирения показывает, что традиционные методы и средства изменения рациона в сторону оздоровления, направленные в основном на ограничение нездоровой пищи, малоэффективны. Особую тревогу вызывает растущая распространенность ожирения среди детей и подростков (NCD Risk Factor Collaboration, 2024; Ogden et al., 2007). По сравнению со сверстниками с нормальным весом у детей с лишним весом риск развития ожирения во взрослом возрасте в пять раз выше (Kelsey et al., 2014; Simmonds et al., 2016), и набор веса у детей и подростков с возрастом только ускоряется.
Эта проблема не ограничивается странами с высоким и средним уровнями дохода и все чаще наблюдается в странах с низкими его порогом (Lin et al., 2020). Необходимо глобально наращивать интенсивность мероприятий, направленных на формирование у молодёжи гастрономических предпочтений, предотвращающих последующее ожирение, ведь гастрономические предпочтения зависят от множества факторов и, сформировавшись, слабо поддаются изменению. Если уж человек и меняет свой рацион, то в большинство случаев перед лицом серьёзной угрозы, услышанной от врача.
Поэтому группа учёных решила попробовать изменить пищевые предпочтения детей дошкольного возраста с помощью интерактивной сказки.
Сказок было две. Первая (экспериментальная) рассказывала о том, как два главных героя схожего с участниками эксперимента возраста спасали свой родной город от истощения с помощью волшебных фруктов и овощей, а вторая (контрольная) состояла из аналогичного сюжета, в котором еда не упоминалась.
Обе сказки содержали минимальное количество нехарактерных для реального мира элементов: герои помогали волшебному художнику освежить поблёкшие краски их города, либо принося ему здоровую пищу, чтобы он набрался сил (в экспериментальной сказке, то есть связанной с едой), либо принося ему более яркие краски (в контрольной сказке, с едой не связанной).
В первом эксперименте здоровая пища состояла из кусочков фруктов (например, апельсинов, бананов), а нездоровая - из кусочков торта или печенюшек, во втором здоровую пищу представляли сырые овощи - кусочки болгарского перца или моркови, а нездоровая пища была такой же, как в первом эксперименте.
После разового прослушивания экспериментальной истории выбор детей значительно изменился в пользу здоровых продуктов - кусочки фруктов пошли веселее, чем печенье или тортики, в то время как после контрольной истории подобных изменений не наблюдалось.
Во втором эксперименте сказка уже была об овощах, а в контрольной группе точно такая же, как в контрольной группе первого эксперимента Эффект был аналогичным и держался ещё две недели по окончании эксперимента.