Как заставить ребёнка полюбить фрукты и овощи больше, чем шоколад и конфеты
13.01.2025
Примечательно, что как связанные, так и не связанные с едой сказки были рассказаны только один раз - в первый день экспериментальной недели, а не повторялись ежедневно, зато выбор пищи участниками эксперимента оценивался ежедневно: из тарелки их просили выбрать лишь один продукт из двух здоровых и двух нездоровых. Нездоровыми вариантами всегда были сладости, такие как печенье и торт.
Подобные результаты показывают, что соответствующие рассказы о еде оказывают сильное и стойкое влияние на выбор пищи детьми дошкольного возраста и могут стать мощным инструментом формирования здорового рациона подрастающего поколения, если включить их в программу дошкольного воспитания.
На пищевые предпочтения влияет сложное сочетание генетических, экологических и социальных факторов, таких как социальный или ситуационный контекст, культурный фон, манера приготовления пищи и семейное окружение в целом. Как и многие другие аффективные реакции и семантические знания о мире, предпочтения в еде в значительной степени передаются культурной средой. Семья играет критически важную роль в формировании предпочтений маленьких детей.
Однако родительское влияние - это обоюдоострый меч, поскольку родители могут передать детям не только здоровые привычки, но и вредные, обрекая их на низкокачественный рацион в будущем, поэтому внесемейная работа с детьми, например, в детском саду, крайне важна для формирования здоровых привычек в питании на всю последующую жизнь.
Любое повествование является творческим коммуникативным средством, развлекающим и одновременно передающим некую информацию и культурные убеждения. Литературные произведения стремятся раскрыть тайны жизни и мира, помогая понять смысл сложных концепций, а персонажи и темы в этих рассказах служат инструментом культурной преемственности.
Вымышленные и непридуманные истории отражают и формируют наше мышление и захватывают воображение. Являясь «естественным продуктом языка» (Donald, 1991, p. 275), они оказывают мощное влияние на детей младшего и подросткового возраста, способствуя овладению языком, развитию социальных навыков, формированию критического мышления и моральных принципов, пониманию общества и самого себя (Dunne, 2006).
Так почему бы не использовать их для формирования здоровых гастрономических привычек? Сказки нравятся любому ребёнку дошкольного возраста и оказывают существенное влияние на его развитие, поэтому могут стать вполне эффективным инструментом в этой области воспитания.
Традиционно считается, что особенно увлекательны сказки, частично нарушающие повседневные знания ребёнка об окружающем мире, если, например, их герои – говорящие и понимающие человеческий язык животные, двигающиеся по команде неодушевленные предметы или летающие эльфы. Исследования показали, что сказки с сюжетами и героями, которые в той или иной степени не согласуются со знаниями слушателя об окружающем мире, запоминаются лучше, чем сказки без таких “нарушений” (Aristei et al., 2022; Knoop et al., 2024; Norenzayan et al., 2006).