Правда о диетических безалкогольных напитках
01.04.2018
Не обращайте внимания на досужие сплетни в интернете. Вот вам черпачок правды о диетах и диетических напитках.
Недостоверные данные
Несколько лет назад учёные из University of Texas Health Science Center сообщили, что диетические безалкогольные напитки способствуют ожирению, и выразились предельно конкретно: каждая банка лимонада увеличивает шансы на ожирение на 41%. Понятия не имею, что это значит. Видимо, выпив две с половиной банки лимонада во время просмотра футбольного матча, мы увеличиваем свои шансы на ожирение до 102,5%, то есть по дороге домой нужно заехать к портному, чтобы расшить брюки, так как наступление ожирения математически предопределено? Наверное, нет, но они предложили несколько объяснений тому, каким образом диетические напитки способствуют ожирению.
Во-первых, они считают, что доступность искусственно подслащённых напитков усиливает психологическую тягу к сладкому. Во-вторых, они выяснили, что недополучение парочки калорий вызывает у людей такую гордость собой, что потом они вознаграждают себя, съедая целый торт или что-то подобное. Ещё одна версия состоит в том, что искусственные подсластители, хотя и бескалорийные, вызывают инсулиногенический отклик и физическую тягу к сахару. Все эти идеи выглядят так правдоподобно. Какая жалость, что они неверны.
Что говорят результаты последовательных исследований
В 2014 году Соренсен провёл исследование по сравнению безалкогольных напитков, подслащенных заменителями сахара и обычным сахаром, и его выводы практически противоположны выводам исследования, проведенного в Техасе. Люди, потреблявшие диетические безалкогольные напитки, похудели существеннее, чем потреблявшие напитки с сахаром. Конечно, у двух групп подэкспертных очень сильно отличался калораж, так что полученный результат вполне ожидаем. Калория туда, калория сюда. Можно предположить, что калорийный дефицит оказался слишком большим, чтобы гипотетическая психологическая или физическая тяга к сладкому сыграла свою роль. Справедливое замечание. Давайте обратимся к другому эксперименту.
Группа учёных под руководством Питерса в течение года наблюдала две группы подэкспертных. Подэкспертные первой группы пили напитки с искусственными подсластителями, второй – воду. Программа состояла из двух этапов, первый – диета в течение 12 недель, затем 40 недель поддержания веса. Группа подэкспертных, потреблявших диетические напитки, за 12 недель диеты похудела значительнее. Вдобавок у них уменьшился объём талии, уровень холестерина, LDL и триглицеридов, и снизилось кровяное давление по сравнению с группой плацебо.
Почему же пившие воду похудели меньше, чем потребители напитков? Наверное, эти люди поддались тяге к сладкому или хотя бы иллюзии сладкого. Проще говоря, они сильнее чувствовали голод, и их было легче соблазнить пищей, то есть эффект был прямо противоположным идеям группы из Техаса.