Как потребление грецких орехов отражается на развитии мозга подростка
14.04.2023
Хотя ранее проводились исследования влияния орехов на здоровье человека, их значение на столь критическом этапе когнитивного развития, как подростковый возраст, никогда не изучалось.
Именно поэтому можно назвать уникальной работу, проведенную Институтом санитарных исследований Пере Виргили (IISPV) в сотрудничестве с ISGlobal (центр, поддерживаемый фондом "Ла Кайша") и Научно-исследовательским медицинским институтом Госпиталя дель Мар (IMIM).
Надо подчеркнуть, что речь пойдёт не обо всех орехах, а лишь о грецких.
Грецкие орехи богаты альфа-линоленовой жирной кислотой (ALA), разновидностью омега-3 жирных кислот, которая играет фундаментальную роль в развитии мозга, особенно на этапе созревания.
По словам Жорди Хульвеса, главного исследователя и координатора исследовательской группы NeuroÈpia при IISPV, "подростковый возраст - это время серьёзных биологических изменений: происходит гормональная перестройка, которая влечёт за собой стимулирование роста синапсов в лобной доле мозга. Именно эта часть мозга обеспечивает нейропсихологическое созревание, то есть более сложные эмоциональные и когнитивные функции. Нейроны, хорошо подпитываемые этим типом жирных кислот, смогут расти и формировать новые, более крепкие синапсы".
В исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале eClinicalMedicine (принадлежащем престижному научному издательству The Lancet Discovery Science), добровольно приняли участие 700 учащихся двенадцати средних школ Барселоны в возрасте от 11 до 16 лет.
Они были случайным образом разделены на две группы: контрольную, которая не получала ничего, и экспериментальную, получавшую пакетики с 30 граммами ядер грецких орехов с указанием, что они могут потреблять их ежедневно в течение 6 месяцев.
Обнаружилось, что у подростков, евших грецкие орехи, как минимум, 100 дней (не обязательно ежедневно), возросла внимательность, а у ребят, проявлявших некоторые симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), значительно улучшилось поведение - в классе они теперь уделяли учителю больше внимания и были менее активными.
С другой стороны, наблюдалось улучшение и других интеллектуальных аспектов, таких, например, как интеллектуальная пластичность, которая по словам Жорди Хульвеса "в меньшей степени подвержена влиянию обучения, а скорее является неотъемлемой частью биологического статуса человека. Мы оценивали её с помощью все более сложных тестов, например, подросткам предлагалось определить, по какой схеме выстроен тот или иной ряд букв".
"В целом экспериментальная группа не показала каких-то драматических отличий от контрольной", - добавил он, - "но если учитывать фактор дисциплины, то положительные результаты есть, поскольку участники, которые наиболее тщательно следовали рекомендации в плане суточной дозы грецких орехов и регулярности и длительности их потребления, показали значимое улучшения оцениваемых нейропсихологических функций".