Три примера фальшивых новостей из мира диетологии

08.03.2017

И всё же существуют причины, по которым регулярное потребление большого количества красного мяса может повысить риск возникновения колоректального рака: эффект гемового железа на клетки кишечника, например, или вещества, образующиеся в процессе приготовления пищи при высокой температуре, такие как гетероциклические амины. Тем не менее, красное мясо, вероятно, не является главным фактором развития колоректального рака при здоровом питании не только потому, что здоровое питание содействует формированию нормальной ткани в целом, но также поскольку некоторые овощи (например, брокколи) содержат вещества, противодействующие определённым эффектам красного мяса на кишечник.

Всемирная Организация Здравоохранения обобщила десятки лет исследований в кратком отчёте, который СМИ затем свели к порождающим панику заголовкам «Доказано, что красное мясо вызывает рак». Это похоже на игру в сломанный телефон: важные детали оказываются утерянными. Обработанное красное мясо гораздо хуже необработанного. Большое значение имеет то, сколько вы его съедаете. Красное мясо в рамках здорового питания существенно отличается от красного мяса, являющегося частью нездоровой диеты.

Август 2015 года – низкоуглеводная диета – это надувательство

Если бы в диетологических кругах когда-либо разразилась война, она бы шла между этими двумя группами: считающих, что низкоуглеводная диета лучше любой другой, и полагающих её бестолковой. В августе 2015 года исследователь из Национального Института Здравоохранения (США) Кевин Холл опубликовал радикальный научный доклад по вопросу потребления углеводов и снижения веса. План эксперимента был золотым стандартом исследований жиросжигания: участники содержались в метаболической камере, и их диета была под полным контролем. В типичной для себя всеупрощенческой манере СМИ изложили результаты исследования как «Низкоуглеводная диета не работает!» или даже «Низкоуглеводная диета хуже низкожирной!» Однако фактический анализ данных исследования даёт куда менее радикальную картину.

Чего действительно добилось исследование, так это первого шага в проверке так называемой «углеводно-инсулиновой теории ожирения», указывающей на то, что углеводы и инсулин являются основными факторами набора веса. В ходе эксперимента тестировалась диета с пониженным содержанием углеводов (потребление 140 грамм в день не является низкоуглеводной диетой, но диетой с пониженным содержанием углеводов по сравнению с обычным рационом) в сопоставлении со сверхнизкожирной (17 грамм в день) и обнаружились сопоставимые показатели жиросжигания.

Не было замечено какого-либо магического жиросжигающего эффекта от снижения потребления углеводов даже при том, что уровень инсулина действительно снизился. Сторонники низкоуглеводной диеты подняли шум: исследование даже близко не рассматривало низкоуглеводную диету (обычно менее 50 грамм в день), поэтому учёные, спонсированные организацией, выступающей за низкоуглеводную диету, провели дополнительное исследование на кетогенном уровне. Здесь они опять не смогли обнаружить какого-либо особого жиросжигающего эффекта низкоуглеводной диеты. Её сторонники были возмущены, и Кевин Холл был вынужден неоднократно отвечать на критику.