ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ЧЕМПИОНА
Леонид Остапенко
Джон Гримек первым показал всем серьезным бодибилдерам, какого сложения может добиться в смысле мышечного развития и силы обыкновенный смертный человек путем тренинга с отягощениями. Ранее многие культуристические журналы вели рубрику «Рейтинг лучших культуристов всех времен». Так вот, несмотря на смену чемпионов, концепций и моды, Джон Гримек вплоть до начала 80-х годов неизменно входил в десятку лучших, а в отдельные годы становился культуристом № 1, опережая Лэрри Скотта, Арнольда Шварценеггера, Серджио Оливу и других великих.
Гримек был первым из тех великолепных чемпионов НАББА, на кого равняются. Эти люди оставили в наследие высокий стандарт не только сложения, но и стремления к самосовершенствованию, чтобы новые поколения, вдохновленные их примером, продолжили их начинания, как линию крови. Они посеяли зерна, всходы которых мы в восхищении созерцаем сегодня.
Семья Гримека - шесть детей, 12 внуков и один правнук - потеряла близкого человека. Мир бодибилдинга потерял непобежденного чемпиона, но нам в наследство остались его опыт и методическая мудрость. Наша ему глубочайшая благодарность и вечная ему память!
Когда Джон Гримек вышел на калифорнийский пляж в 1940г, большинство загорающих не могли поверить своим глазам. Особенно удивлен был Эрл Лейдерман, писатель, увлекавшийся в прошлом культуризмом. «Когда я впервые увидел его на пляже в Санта-Монике, - позднее писал Лейдерман, - должен признаться, мои глаза широко раскрылись от удивления, поскольку столь совершенное, мускулистое тело мне приходилось видеть не часто».
За всю историю бодибилдинга немногим прославленным атлетам удалось изменить направление этого вида спорта. В начале века это сделал Юджин Сэндоу, в 50-е годы все строящие мышцы атлеты стремились походить на Стива Ривза, а кумиром современных культуристов стал Арнольд Шварценеггер. В 1940г благодаря Джону Гримеку крайне изменился тот стереотип мускулистого тела, к которому все стремились. Такого телосложения не видел еще никто. На смену плотному, мускулистому телу, являвшемуся идеалом прошлого поколения, пришел представленный им массивный образ. С тех пор все культуристы стремились походить на Гримека.
Джон Кэролл Гримек родился в Перт Амбой, штат Нью-Джерси, 17 июня 1910г. Это ирония судьбы, но он, возможно, никогда не начал бы тренироваться с отягощениями, если бы не его старший брат. Когда Джон был подростком, его брат Джордж начал интересоваться физической культурой. Он покупал практически любое оборудование, реклама которого печаталась на обложках журналов STRENGTH PHYSICAL CULTURE. Но в результате вовсе не Джордж, а его младший брат использовал все это оборудование. У Джона, как сказал в 1952г один из его знакомых, было «огромное желание построить великолепное тело, и у него был для этого великолепный фундамент».
До 1929г Джон рассылал свои фотографии в культуристические журналы. Будучи опубликованными, они произвели настоящую сенсацию. Это были снимки, сделанные на природе, на фоне типичного пейзажа Нью-Джерси - сосны и скалы. Но наибольшее внимание привлекло его динамичное позирование. На многих фотографиях Джон изображен в набедренной повязке и с головным убором американского индейца и демонстрирует мускулы, имитируя метание копья, стрельбу из лука и т.п. Должно быть, у тех, кто видел эти фотографии, не оставалось сомнения в том, что изображенный на них юноша обладает массивным телом и необычайным талантом демонстрировать его.
Марк Берри - редактор журнала STRENGTH и тренер по тяжелой атлетике -заинтересовался Гримеком и помог ему как в развитии мускулатуры, так и в создании репутации. Общаясь с Берри, Джон максимально использовал его знания и тренировочные советы.
Вскоре этот мускулистый юноша позировал для рекламы курса тренировок для штангистов MILO, созданного Берри. Парню было немногим за 20, а Берри использовал его для опробования своих лучших идей. Одна из них гласила, что, если атлет набрал огромную массу и затем тренируется, чтобы ее уменьшить, то это улучшит телосложение. Перед тем, как начать тренироваться, Гримек весил около 120 фунтов (54 кг), но под руководством Берри он достиг 250 фунтов (113 кг). Как ни странно звучит эта теория, но, кажется, совет специалиста, действительно сработал.
Годы шли один за другим, вместе с ними развивалось телосложение Джона. К сожалению, в то время у культуристов было ограниченное количество возможностей демонстрировать свои мышцы, поэтому Гримек переключился на другие виды деятельности. Америка только начала укреплять свои позиции в мировой тяжелой атлетике, и он начал одерживать внушительные победы в этой области. У него был самый высокий общий результат в сборной Соединенных Штатов. Благодаря недюжинной силе Гримека ему очень хорошо удавались медленные подъемы, но жимы он выполнял особенно хорошо. В 1936г он стал чемпионом США по тяжелой атлетике в тяжелой весовой категории и был включен в Олимпийскую сборную.
Хотя он бы мог добиться лучших результатов, выступая в средней весовой категории, Гримек все же участвовал в проходивших в Германии Играх в качестве тяжеловеса. Он был самым легким из атлетов его класса, и его «обогнали» почти все. Из 13-ти он стал 9-м.
Вернувшись из Европы, Джон снова начал набирать массу. Он увеличил количество жестких мышц с 193 фунтов (87,5 кг) до 230 фунтов (104 кг). Вероятно, такое достижение в наборе массы свидетельствовало о влиянии Марка Берри, тренера по тяжелой атлетике. Какова бы ни была причина, Гримек был, как сказал один из знавших его людей в то время «крепкий, как кирпичная стена».
В 1938г Джон сменил местожительство и тренеров, переехав в Йорк, Пенсильвания, для того, чтобы тренироваться в Клубе штангистов Боба Хоффмана. В то время он старался тренироваться как можно больше и интенсивней. Он принимал участие в соревнованиях по тяжелой атлетике, проходящих в разных уголках страны, но ни в одном из них ему не удавалось одержать победу.