ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ЧЕМПИОНА
Леонид Остапенко
В Йорке, штат Пенсильвания, пару десятилетий тому назад, был создан Музей штанги и Зал славы (Barbell Museum and Hall of Fame), где выставлены мраморные скульптуры тех, кого считают самыми знаменитыми людьми в мире отягощений. Из культуристов чести быть помещенными туда удостоились немногие. Первым туда была помещена скульптура Юджина Сэндоу. В ноябре 1985 года - заметьте, не посмертно - там была выставлена скульптура Джона Гримека (она стоит рядом со статуей Юджина Сэндоу, как бы олицетворяя преемственность дела этого великого человека). Кроме них, в зале имеются скульптурные изображения Стива Ривза, Арнольда Шварценеггера, Билла Перла, Лэрри Скотта, Лу Ферриньо и Джорджа Эйфермана.
К прискорбию всех любителей и знатоков бодибилдинга, недавно Джон Гримек ушел в иной мир на 88 году жизни. Меня это событие опечалило еще и потому, что в один из периодов моей жизни я вел переписку с этим человеком и составил о нем личное впечатление. Конечно, сейчас не время делиться воспоминаниями. Лучше рассказать об основных этапах его жизни и о воспоминаниях тех, кто лучше знал его или больше с ним общался.
Джон Гримек родился в Перт Амбой, штат Нью Джерси, 17 июня 1919 года. Джон Кэролл Гримек имел славянские корни (Ян Карл Зимек - так по чешски звучало его имя). Он еще в раннем подростковом возрасте принялся за силовые упражнения по совету своего старшего брата, Джорджа, ученика Эрла Лейдермана, предшественника Боба Хоффмана. Гримек был не только культуристом, но и отличным тяжелоатлетом. К 1930 году он стал чемпионом-штангистом, представляющим США на Олимпийских играх 1936 года. В 1938 году он показывал в жиме стоя результат лучше официального рекорда мира в полутяжелом весе - 118 кг (официальный результат принадлежал в то время египтянину Зейни - 114 килограммов).
Сложение Гримека отличалось необыкновенной красотой и симметричностью. Поэтому, когда состоялся первый конкурс на титул чемпиона США по культуризму (25 апреля 1940 года), то в нем без труда победил Джон Гримек, который повторил свой успех и в следующем году (26.05.1941 г.). Затем наступил четырехлетний перерыв в розыгрыше конкурсов на первенство США, вызванный военным временем. Только лишь 4 мая 1946 года в Соединенных Штатах организовали очередной конкурс на титул мужчины с лучшими мышцами («Most Muscular Physique»). И в этот раз первое место выиграл Джон Гримек. Это был без преувеличения культурист высокого класса и превосходный пропагандист этого вида упражнений.
Международные соревнования по бодибилдингу в те времена проводила только британская NABBA, и в 1948 году Джон Гримек поехал в Лондон, чтобы помериться силами с лучшими в мире. Его антропометрия на NABBA Mr. Universe была такой: рост 176 см, вес 92 кг, грудная клетка 125 см, шея 44 см, талия 75 см, бицепсы 46 см, бедра 64,5 см, икроножные 45 см. Интересно, что при этом он обладал феноменальной силой - за сценой свидетели с изумлением наблюдали, как он разминал руки сгибаниями со штангой весом 87,5 кг почти без «читинга»! В возрасте 38 лет он без труда обыграл находящегося в прекрасной форме 21-летнего «Геракла» Стива Ривза и французского «Аполлона» Андрэ Драппа.
«Джон Гримек - особенный чемпион»,- писал мне Айвэн Данбэр, председатель судейской коллегии и Международный Президент НАББА. «Подростком, помешанным на спорте, я поехал в Лондон, чтобы посмотреть Олимпийские игры, и уже на месте обнаружил, что здесь же будет проводиться конкурс «Мистер Юниверс». Я попал туда и стал свидетелем того, как Джон Гримек выиграл первый «Юниверс», разыгранный НАББА. Это было незабываемым впечатлением.
Тем вечером Гримек весил не более 190 фунтов (84 кг) - это его самый легкий соревновательный вес, результат двух дней диеты, состоящей из чая и ячменных лепешек. И все же, даже при заметно пониженном весе, Гримек располагал таким объемом и плотностью мышц, что смотрелся мощнее, чем его соперники, весящие на 20 фунтов (9 кг) больше».
На 1949 Mr. USA он весил уже около 100 кг, но талия его была удивительно тонкой - она никогда не была больше 76-77 см. В тот год Гримек съездил в Калифорнию и победил лучших представителей тогдашних «сливок американского бодибилдинга» - Клэнси Росса, Стива Ривза, Алана Стифена, Джорджа Эйфермана, Арманда Танни и Флойда Пэйджа. То были дни особой моды на развитые пекторальные мышцы. И немало бодибилдеров Запада, особенно Росс и Эйферман, демонстрировали уникальную толщину пекторального развития. Но проницательный Гримек поднял вес тела и сравнялся с самыми лучшими и по этой части.
Культуристическая карьера Гримека продолжалась примерно десять лет (до 1949 года). За всю свою многолетнюю карьеру он ни разу (представьте себе - ни разу, и в этом - еще один аспект его уникальности и неповторимости) не был побежден!
Он отошел от культуристических соревнований и показательных выступлений с силовыми трюками в 1954 году, однако внес так много в этот спорт, что многие считают его «крестным отцом» современного бодибилдинга. После этого он много лет трудился в York Barbell Company (владельцем ее, равно как и журнала Muscular Development, был отец американской тяжелой атлетики Боб Хоффман). Именно Гримек для Боба Хоффмана основал журнал, а с 1963 по 1985 год Гримек был главным редактором этого журнала. То есть более 50 лет Гримек с завидным постоянством трудился на благо бодибилдинга и силового тренинга. После кончины Боба Хоффмана Джон Гримек и Джон Терпак (его старый друг и чемпион-тяжелоатлет) входили в руководство компании York Barbell. До конца своих дней Гримек писал великолепные методические статьи, вел рубрику вопросов и ответов в нескольких культуристических журналах. На его мудрости воспитаны несколько поколений культуристов.
Одним из тех, кто знал близко этого человека, общался с ним и писал о нем, является Джордж Тернер - еще один великий из плеяды довоенных бодибилдеров, неизменный обожатель Гримека.
«Джон Гримек был величайшим бодибилдером всех времен»,- говорит Тернер - силач, культурист, писатель. «Он на 20 лет опережал свое время не только типом сложения, которое он развил, но и своим позированием и тренировочными концепциями. Он мог делать такие вещи в смысле силы, мышечного контроля, гибкости и позирования, которые никто в бодибилдинге делать не способен. У меня не возникает мыслей о том, кто наилучший. Гримек был и остается этим человеком».