Вопросы и ответы
Джерри Брэйнам (Jerry Brainum)
Тем временем, ДНФ начал появляться в бодибилдинге, хотя и в ограниченных масштабах. Один культуристический «учитель по химии» начал давать нескольким хорошо известным профессиональным бодибилдерам препарат, который он называл гексалон (Hexalon). Этот человек, позднее отбывавший срок заключения за свои усилия, отмечал, что гексалон, который в действительности являлся не чем иным, как динитрофенолом «никогда не предполагался для использования широкими слоями населения». Прекрасно понимая опасность положения, он знал о необходимости постоянно контролировать степень воздействия ДНФ, измеряя температуру тела.
Главной целью использования этим тренером ДНФ было не избавление от избыточных жировых отложений, а скорее способ восстановления нарушенной регуляции андрогенных рецепторов в клетке, — распространенного и быстрого явления после того, как культуристы полагаются на типичное использование анаболических стероидов «внакладку». Культуристам, которые принимали ДНФ, велели измерять температуру каждые три часа, и если температура повысится до 101 (38,3 градусов по Цельсию), они немедленно должны были принимать меры.
Этот тренер вскоре выяснил, что определение степени воздействия ДНФ усложняется наличием многих переменных, влияние которых может привести к самым серьезным последствиям. Например, многие вещества, вызывающие некоторое повышение температуры, могут очень быстро вызвать кризисную ситуацию. Сюда же относятся случаи, когда культурист потребляет слишком много углеводов, ест красный стручковый перец (кайенский перец) или даже выпивает стакан вина, либо пива. Комбинирование ДНФ с другими препаратами, повышающими скорость метаболизма, такими как кленбутерол, эфедрин, кофеин или тиреоидные препараты, может просто превратить вас в бройлерный кусок мяса.
Так как ДНФ является мощным обезвоживающим средством, бодибилдерам, принимавшим динитрофенол, настоятельно рекомендовалось выпивать по крайней мере, 1-2 галлона (4,5-9 л) жидкости в день. Попытка понизить содержание воды привела бы к фатальной гипертермии или к неконтролируемому повышению температуры тела. Очевидно, что сочетание ДНФ с любым диуретиком быстро выведет вас из забавной игры, именуемой жизнью.
В прошлом году, благодаря стараниям человека, дававшего интервью корреспонденту IRONMAN, динитрофенол возник снова. Вопреки предупреждениям тренера по химии, упомянутого выше и ныне уволенного, самые последние рекомендации по употреблению ДНФ включают в себя комбинирование его с большим количеством активных тиреоидных препаратов, таких как цитомел. Нет никаких сомнений в том, что подобное представление изменится от сообщения, что культуристы, употреблявшие в период подготовки к соревнованиям ДНФ, закончили дисфункцией щитовидной железы и стали довольно жирными.
Другая рекомендация советует сочетать ДНФ с инсулином. Подобное применение основано на том факте, что инсулин способствует депонированию жира, а ДНФ, как предполагают, может нейтрализовать его влияние, что позволило бы атлету получать полную анаболическую пользу инсулина без сопутствующего увеличения содержания жира. Никто, однако, не изучал влияние такого комплекса на организм, и любой безумец, который рискнет его попробовать, будет похожим на пустившегося по морю в шторм.
Опыты по токсикологии, проведенные на животных, показали, что ДНФ в дозе 30 мг на каждый килограмм веса убивает примерно половину особей за время изучения и в конечном счете, убили бы их всех. Как сообщают, смертельная оральная доза для человека составляет от 14 до 43 мг на килограмм веса тела, и число это неприятно близко к часто рекомендуемой дозе для сжигания жира — 3-8 мг на килограмм веса. Исследования показывают, что такие побочные эффекты, как тошнота, потоотделение, головокружения и головные боли, весьма распространены при употреблении высоких доз ДНФ. Другие воздействия длительного применения ДНФ людьми и животными выражаются в формировании катаракт, повреждениях кожи, негативных влияний на костный мозг, центральную нервную и сердечно-сосудистую системы.
Опыты на животных выявили, что динитрофенол не обладает канцерогенным воздействием, иными словами он не связан с возникновением любого типа рака. Но даже принимая это во внимание, у рабочих в горячих цехах отмечалась повышенная восприимчивость к отравлению ДНФ, часто выражавшаяся в гипертермии, опухолях мозга и токсическом психозе. Порой случаются также конвульсии. Другие воздействия включают в себя повреждения печени и почек и разрушение иммунных клеток.
Механизм действия ДНФ ученые называют «разобщенной оксидативной фосфориляцией» (разобщение дыхательной цепи). Попросту говоря, он вызывает быстрое истощение запасов АТФ в митохондриях — тех частях клеток, где производится АТФ. АТФ — это непосредственный источник всей энергии организма. Вся пища, включая и углеводы, и жиры, в конечном итоге превратится в АТФ, наиболее элементарное топливо. Исчерпывая клеточную АТФ, ДНФ вынуждает организм использовать в качестве топлива жировые отложения.
Это воздействие однако имеет оборотную сторону и является самой коварной проблемой в использовании ДНФ. В ходе создания АТФ в митохондриях постоянно и неизбежно образуются вредные побочные продукты, называемые свободными радикалами. Свободные радикалы, представляющие собой непарные электроны, стремятся объединиться с другими электронами и, когда это происходит в клеточных мембранах, нормальное функционирование клетки поставлено под угрозу.
Существует много новых теорий на основе старого постулата о том, что старение клеток напрямую зависит от восприимчивости митохондрий к их оксидативному повреждению свободными радикалами. Так как митохондрии снабжают энергией все клеточные функции, то когда эти органы клеток отмирают, ситуацию в клетке наглядно можно обрисовать как отключение энергетического аккумулятора. По мнению ученых, быстрое разрушение клеточных митохондрий начинается вскоре после наступления половой зрелости, что являет собой начало старения организма. В отличие от клеточного ядра, имеющего специальные белки гистоны для защиты от вредного окисления, митохондрии полагаются на внутренние антиоксиданты. Например, такой антиоксидант, как супероксид дисмутаза активируется минеральным марганцем, но подобные встроенные антиоксиданты легко разрушаются потоком свободных радикалов, образующихся в процессе обычного дыхания. Таким же образом митохондрия более склонна к вредным реакциям окисления, которые в конечном итоге уничтожают ее изнутри.