Как и чем восстанавливаться мотоциклисту

Леонид Остапенко


Мне нравится заглядывать в историческое прошлое, тем более уже есть куда заглядывать. С этого и начнем. В августе 1977 года мне повезло – я попал на Сопотский фестиваль песни в Польше (разумеется, в качестве зрителя). Две недели ослепительного солнца и прохладного Балтийского моря, проживание в отеле Польской Народной Армии в 50 метрах от моря, чистейший воздух, усеянный кусочками янтаря пляж и ощущение полной «курортности» пребывания. Вечерами – народные гуляния по набережной, беседы с польскими коллегами, а в дни фестиваля – посещение конкурсной программы.    

И вот одним вечером во время прогулки напротив одного из отелей я увидел кольцо оживленно беседующих людей. Ради любопытства и совершенствования знания иностранных языков я протиснулся в середину и увидел предмет обсуждения. Это был мотоцикл. На нем не было никаких опознавательных фирменных знаков. Но я до сих пор помню все его особенности. V-образный движок в четыре здоровенных цилиндра, четыре глушителя неимоверной толщины, водяной радиатор, толстенное заднее колесо на диске, длиннющая передняя вилка с небольшим передним колесом, причудливо изогнутый руль и пассажирское сиденье с подголовником. Все это сверкало хромом и никелем, носило на себе следы серьезного тюнинга и имело датский номерной знак.

Все нетерпеливо дожидались владельца, очевидно, чтобы задать ему пару вопросов относительно его «коня». И вдруг через толпу проскользнуло невзрачное, тщедушное создание мужского пола с выбеленными волосами ниже лопаток, в дырявых джинсах и висящей, как на гвозде, гавайской сорочке. Шея болталась в воротнике, как карандаш в стакане… Небрежный поворот ключа в замке – и мотоцикл тихо заурчал. На заднее сиденье взгромоздилось аналогично сложенное и облаченное создание женского пола (различие было только в намеках на грудь и обилии цацек на шее и пальцах). Толпа притихла и почтительно расступилась. Движение кисти – и мотоцикл, глухо взревев и оставив за собой длинную полосу паленой резины на асфальте, в считанные секунды унес своих пассажиров за горизонт. Мое знание польского языка позволило уловить только один внятный комментарий от знатоков из публики: отпрыск какого-то датского миллиардера, каждый год болтается в Сопоте в дни фестиваля. Но меня поразил не он – восхищаться было нечем, – а его мотоцикл. Такое чудо техники я видел впервые в жизни.

Сейчас такими мотоциклами Россию в целом и тем более Москву удивить практически невозможно. Каждый день, двигаясь на работу в машине, я наблюдаю множество мотоциклистов на машинах самого разного класса, ловко пробирающихся сквозь плотный поток автотранспорта, однако ни один наездник не вызывает у меня такого ощущения физического несовершенства, как тот белобрысый юнец на набережной в Сопоте. Парни на байках сидят крепкие, поджарые, мускулистые. Оно и понятно – времена другие, машины другие, и отношение владельцев к своему физическому состоянию тоже другое.

Веду я к тому, что в современных условиях, даже если ты не профессионал, а байкер-любитель, ты обязан быть спортсменом в той степени, которая хотя бы в минимальной степени обеспечивала твою собственную безопасность при вождении, и гарантировала от опасности других людей в потоках движения транспорта.

На серьезных Интернетовских ресурсах размещен обширный материал по поводу того, как и в каком направлении должен выстраивать свою физическую подготовку байкер, и я с глубоким уважением отношусь ко всем тем специалистам, которые дают по этому поводу конкретные рекомендации. Сложность проблемы, на мой взгляд, в том, что понятие «мотоциклетный спорт» чрезвычайно обширно и включает в себя множество подвидов, отличающихся достаточно выраженной спецификой, так что анализировать все нюансы – дело сложное, и является прерогативой кафедр технических видов спорта в физкультурных ВУЗах. Однако все эти виды объединяет одно важное обстоятельство – комплекс «человек-машина», и это здорово облегчает анализ тех событий, которых происходят в организме человека при активном взаимодействии этих двух звеньев. Это активное взаимодействие само по себе уже является физической тренировкой – следовательно, подчиняется общим закономерностям спортивного тренинга в его главнейших аспектах: планирование нагрузки и планирование восстановления.

Если ваше увлечение мотоспортом ограничивается несколькими поездками в неделю в умеренном темпе на чоппере или другой «спокойной» машине, то физического состояния обычного человека вам может быть предостаточно, так как сама езда тоже является определенной специфической тренировкой, и ваша подготовленность в сезоне будет неуклонно расти. Но если вы спортсмен, и особенно в классе MX или Эндуро, то здесь на вас ложится более серьезная ответственность за физическое состояние и восстановление после напряженных тренировок.

Важнейшим компонентом восстановления является обычный отдых (например, смена физических и интеллектуальных нагрузок), а также полноценный сон и питание, обогащенное специальными биологически активными добавками.

Мне хотелось бы конкретизировать подходы главным образом к последнему компоненту, то есть восстановлению, поскольку он на всех ресурсах, которые мне удалось посмотреть, опущен либо рассмотрен достаточно схематично, и лишен системного подхода. Хотя в принципе модель питания, по определению, реально диктуется только схемой и содержанием выбранного тренировочного режима, так что все равно придется начинать с него, но здесь во всем том, что относится к специальной физической подготовке мотоциклиста, я полностью доверяю самим мотоциклистам, а также отечественным и зарубежным методистам.

А вот по поводу общей физической подготовки мотоциклиста я позволю себе высказаться. В процессе анализа работы всего того мышечного аппарата, который получает нагрузку в ходе езды на мотоцикле, я пришел к выводу, что наиболее приемлемым и достаточно универсальным видом общей физической подготовки в мотоспорте любого подвида может служить несоревновательная модель бодибилдинга. Достоинство этого вида подготовки в том, что она за счет многообразия упражнений и режимов мышечных сокращений позволяет гибко подойти к ликвидации любого слабого звена в физическом развитии мотоциклиста, обеспечить сбалансированное развитие мышц-антагонистов, мышц-стабилизаторов, помогающих удерживать нужную позу, а также добиться от мышечного аппарата проявлений тех качеств, которые нужны для успешного управления мотоциклом (сила, силовая и общая выносливость, ловкость). И если принять во внимание то, что, по определению выдающегося советского спортивного методиста, Л.П.Матвеева, «сила является основой развития любого другого физического качества человека», то специфически ориентированный бодибилдинг выходит на лидирующее место в ряду предлагаемых тренировочных систем.

Метки:

КАК КАЧАТЬСЯ
Профессиональный тренинг Мужчины Женщины Начинающие
ЗАМЕТКИ, ОЧЕРКИ, ФОТО
Здоровье
Ironman.Ru рекомендует