Майк Ментзер. Последнее интервью.
Майк Ментзер
IM: Если бы Вам доказали, что место, где возможна встреча, существует, и билет туда у Вас есть, взяли бы Вы его? Или остались бы при своем убеждении о невозможности существования Бога?
ММ: Это то, что называется рациональным видением создателя. Как я уже сказал, такого Бога, как его описывают люди, нет. Бог - это бесконечность, он повсюду, он создал Вселенную - все это очень интересно. Нет такой вещи, как создание Вселенной или приведение ее в состояние существования, так как Вселенная - это основа всех причинных связей! Если бы был Бог, он должен был где-то существовать в виде материальной субстанции, он должен был бы где-то жить. Поэтому существующее существовало всегда, даже в том контексте, который вы затронули. Если бы, как вы сказали, было бы абсолютно и без тени сомнений доказано существование рационального создателя и жизни после смерти, то, конечно, я бы воспользовался шансом еще раз встретится с моим отцом и матерью.
IM: Вы упомянули объективизм. Не могли бы Вы задержаться здесь и пояснить, какое отношение эта философия имеет к бодибилдингу?
ММ: За последние несколько лет я имел удовольствие убедить многих из своих клиентов и некоторых близких друзей, серьезных бодибилдеров, принять объективизм. Они имели явные проблемы с бытием. Теперь все изменилось. Их мышление стало очень ясным, деятельность - более продуктивной и созидательной, а жизнь - счастливой. Одним из таких людей я очень горжусь. Это Маркус Рейнхарт (Marcus Reinhart), восходящая звезда бодибилдинга, статьи о котором вы можете найти во многих журналах, так же как и его фотографии. За последние четыре года он прошел длинный путь в объективизме, и я счастлив, что первый представил ему лучшую философию из всех когда-либо существовавших.
Зачем я это говорю? Почему объективизм - это лучшая из всех философий? Потому что столетиями люди считали изучение философии знакомством с выводами избранных мыслителей прошлого, многие из которых исповедовали философию зла. Эйн Рэнд указала, что это неправильный путь, философия - это не только изучение работ мудрецов прошлых лет, которое на самом деле способно забить ваше подсознание множеством совершенно бесполезных и ошибочных утверждений. Наоборот, философия - это сама по себе зона познания. В философии есть контекст знаний, так же как он есть в электронике, физике, химии и математике. Ядро знаний составляет философию! Это было очень важное открытие. Эйн Рэнд была первым понявшим это философом. Ее понимание логически связало все пять ветвей философии. Первая ветвь - метафизика, которая изучает фундаментальную основу реальности. Эпистемология исследует природу человеческих знаний и средства их получения. Далее идет этика - наука, изучающая мораль, человеческие ценности и условия выбора. Четвертая, наиважнейшая - искусство. Пятая - политика.
Связав воедино без всяких противоречий все эти ветви, Рэнд оказала огромное влияние на мир философии. Конечно, с ней произошло то же самое, что и со мной в мире бодибилдинга. Ее учение долгое время отвергали, но сейчас объективизм изучается все большим количеством колледжей. Число ее последователей за последние 20 лет значительно выросло. Она и по сей день оказывает влияние на мир, и будет оказывать, если ее учение продолжать развивать.
Философия очень важна. Это, как утверждала Эйн, наиболее мощная сила в жизни человека. У каждого есть своя философия, однако часто ее выбор бывает случайным и неосознанным. Философия многих людей состоит из хаотичного нагромождения случайных, несвязанных друг с другом и противоречивых сведений, подхваченных из телевизионных передач, газет, книг, своей семьи, церкви и так далее. В результате их философия полна противоречий и может быть очень опасна.
IM: Как это?
ММ: Например, Иммануил Кант. Двести лет назад он написал книгу «Критика чистого разума» (Critique of Pure Reason). Он разрушал человеческий мозг, ослабляя его веру в разум. Это злобная философия, и она влияет на умы до сих пор. Кантианство учит, что реальность нереальна и человеческий разум бессилен. Вот такую философию изучают в большинстве наших школ и даже в университетах. Кантианство так укоренилось, что философу-объективисту с докторской степенью трудно найти работу преподавателя.
IM: Я всегда думал, что философия - это довольно популярный предмет в наших вузах.
ММ: Ну, это обязательный предмет, и преподается он так, как я описал выше: цель философии - изучение наследия кучки великих или избранных мыслителей прошлого. Следует разделять великих и избранных. Цель школьной философии - изучать мысли избранных и учиться их понимать. Скажите, а зачем нам учиться понимать философию зла?
IM: Что побудило Вас написать вторую часть Heavy Duty?
ММ: Одиннадцать лет назад я решил стать персональным тренером и отнесся к этому очень серьезно. Моя работа - это использовать все знания для того, чтобы помочь клиентам добиться их целей. Когда я только начал тренировать людей, я применял базовую теорию высокоинтенсивного тренинга Артура Джоуза. Мои клиенты делали по 12-20 сетов три раза в неделю, что было намного меньше, чем предлагалось приверженцами объемного тренинга. Но должен признать, что ожидаемого прогресса не было. Он был неровным, по капле то там, то здесь. Я понимал, что-то было не так, и проблема была не в недотренированности, а скорее в перетренированности. Я не думаю, что есть такой атлет на земле, который недотренировывается. Наоборот, основная и всеобщая ошибка - это хроническая, глубокая перетренированность.
В этом и была проблема теории Артура. Она гласит: чтобы быть продуктивными, упражнения должны быть интенсивными, короткими и нечастыми. После долгих раздумий я согласился с первым постулатом - чтобы быть продуктивными, упражнения должны быть интенсивными.