Фрэнк Зейн. Образец уравновешенности в культуризме.
Род Лэбб (Rod Labbe)
IM: Образ Зейна - поджарый, ничего лишнего, классические пропорции - по-прежнему остается эстетическим идеалом. Ваши победы на «Олимпии» доказали, что масса не всегда выигрывает.
Ф.З.: Да, я должен был кое-что доказать некоторым людям, которые считали, что бодибилдер должен быть обязательно большим и монстроподобным! В 1979 все убедились в обратном. Когда я выиграл свой первый титул Мистер Олимпия, я весил 85 кг при росте 175 см. На сцене я уж точно не был самым большим. Сейчас же, если в тебе нет 110 или около того килограмм, ты считаешься маленьким. Многие ребята выглядят прекрасно и при таком весе, но я никогда не стремился к экстремальной массе. Мое телосложение всегда было близко среднему человеку, это и держало меня в бизнесе.
IM: Война массы и эстетики в бодибилдинге потребовала многочисленных жертв, но Вы каким-то чудом оказались выше всей этой баталии.
Ф.З.: Войны больше нет - теперь уже нет. Мы слишком далеко ушли в массу. Потребуются годы, чтобы произошли какие-то изменения.
IM: А как же Фрэнку Зейну удалось зайти так далеко?
Ф.З.: Давайте поговорим о потенциале. Он разделяется на две части: первая - метаболизм, ваша способность строить и поддерживать мышцы. Если он медленный, то его можно ускорить с помощью питания и упражнений. Вторая часть - структура тела. Генетика позволила мне развить хорошие пропорции, и я тяжело поработал над отстающими зонами. Есть еще психологический момент - поведение на сцене. Что бы ты ни наработал за время долгих тренировок, если это не представить должным образом, ты не попадешь в ряды победителей.
IM: Вы никогда не думали о возвращении?
Ф.З.: Нет, соревноваться снова я не буду. Такое окно возможностей закрылось в 1983 году. Поймите меня правильно, у меня достаточно мотивации, просто цели изменились. После завершения соревновательной деятельности я теперь тренирую людей по своей программе Zane Experience в Сан Диего. Клиенты приезжают ко мне со всего мира, и я счастлив, что могу зарабатывать деньги, делая любимое дело.
IM: Вы были намерены отстоять свой титул в 1980 году, но не вышло. В чем было дело?
Ф.З.: Дело было так. Я решил выиграть четыре «Олимпии», а затем уйти. За восемь недель до турнира 80-го года я упал в бассейн, получил внутренний ушиб уретры и едва не умер. Восстановление продолжалось слишком долго, и я вынужден был выйти на «Олимпию» в более легком весе. Вообще-то мне следовало бы отступить тогда, но долгие консультации и споры закончились тем, что я игнорировал свои собственные инстинкты.
IM: Выиграл Арнольд, и критики с сарказмом заявили, что соревнования были мошенническими. Все мы слышали версию Майка Ментзера. Что Вы об этом скажете?
Ф.З.: Арнольд никогда не давал мне бесполезных советов по тренингу и подготовке к соревнованиям, поэтому у меня нет причин не доверять ему. Как я уже говорил, после травмы я много советовался с друзьями, и Арнольд был одним из тех, кто убеждал меня выйти и отстоять свой титул. А мне бы следовало отдохнуть годик и хорошенько восстановиться. Так что моя четвертая «Олимпия» не состоялась. Я был сильно расстроен, но больше всего из-за того, что не прислушался к своему внутреннему голосу.
IM: Ну, а как же Ментзер?
Ф.З.: Позвольте мне кое-что сказать о нем. Мы вместе выступали на «Олимпии» 1979 года, и он вообще не умел позировать, «говорить» телом. Во время свободного позирования в третьем раунде я отставал от него на один балл, поэтому мне нужно было переключить аудиторию на себя. Музыка мне не требовалась, я просто принимал позу за позой, мощнее и мощнее. Все получилось! На тот момент моей карьеры у меня позади было более ста соревнований, а у Майка - что-то около дюжины. Какие могут быть сравнения? Он получил достаточно много внимания со стороны прессы и, вероятно, сам поверил в то, что говорил.
IM: Сколько раз Вы участвовали в «Олимпии»?
Ф.З.: Я выступал 10 раз, начал в 1972 году, затем 1974, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 82 и закончил в 1983 году. Официально я ушел после шоу 1983 года.
IM: Почему победа 1977 года была особенной?
Ф.З.: Эта победа не была таким уж сюрпризом, по крайней мере, для меня. Если ты честно выполнил свою работу, это вполне реально. Я подготовил себя физически, ментально и духовно. Я не только был в лучшей за всю мою карьеру форме, благодаря медитациям я наслаждался просветленным состоянием своего мозга. Я дал клятву медитировать, повторяя мантру миллион раз в год. Я бубнил ее, даже не осознавая этого.
IM: Вашим самым большим разочарованием была «Олимпия» 80 года.
Ф.З.: О, да. Если бы я немного подождал и вышел на турнир 81-го года, кто знает, как бы все обернулось. Может быть, у меня и было бы четыре победы, но мы не всегда получаем то, что хотим. Изначально я собирался уйти после двух первых «Олимпий», но потом изменил решение. Вчерашние герои быстро забываются, так что соревнуйтесь постоянно, и внимание будет все время приковано к вам.
IM: Проходят десятилетия, прежде чем сменится обладатель короны «Олимпии». После ухода Йейтса был хороший шанс вернуться и попробовать себя. Теперь на троне Ронни Коулмэн. Можно ли его победить?
Ф.З.: Принимая во внимание сегодняшние стандарты бодибилдинга, вряд ли. Коулмэн крепко взялся за дело, и не отдаст титул так просто.
IM: Под «стандартами» Вы имеет в виду монстров массы?
Ф.З.: Это уже предопределено: кто однажды стал Мистером Олимпия, продолжает снова и снова завоевывать этот титул, пока значительно не сдаст в форме. Дориан ушел из-за травм, но на высокой ноте. Хейни был хорош, но я не замечал у него особых улучшений формы из года в год. По мне, так он всегда выглядел одинаково. Другие, как Лабрада и Бенфато, тоже заслуживают внимания. В общем, нетрудно сделать выводы о доминировании массы.
IM: Но ведь есть еще и «Masters».
Ф.З.: Да, но у меня особое мнение об этом турнире. Концепция турнира мастеров хороша, но 40 лет - это слишком рано. Посмотрите на Винса Тейлора, годы как будто его не трогают. Если «Masters» - это демонстрация телосложения более старших людей, то участники не должны переходить туда сразу же после «Олимпии».