Способность мало спать по ночам объяснили генетической мутацией
Международная группа исследователей выявила новую генетическую мутацию, дающую возможность организму своего носителя нормально функционировать при регулярной длительности ночного сна, составляющей около пяти часов. Кроме того, обладатель этого генетического варианта лучше других людей переносит длительную нехватку сна и быстрее восстанавливается после нее. Работа опубликована 1 августа в журнале Sleep.
Считается, что для нормальной жизнедеятельности большинству людей необходим не менее, чем восьмичасовой ночной сон. В ходе предыдущих исследований удалось установить, что передающаяся по наследству способность высыпаться после сравнительно короткого, не превышающего шести часов, ночного сна связана с точечной мутацией в гене BHLHE41 (DEC2). Как полагают, кодируемый этим геном одноименный белок подавляет экспрессию генов, регулирующих циркадные ритмы организма, а мутация ослабляет его активность.
Группа специалистов из научных центров США, Бразилии и Турции в целях выявления других вариаций гена BHLHE41 и их влияния на длительность ночного сна, провела разностороннее обследование ста пар однополых, не имеющих хронических заболеваний близнецов. В ходе эксперимента участников, в том числе, частично или полностью лишали сна.
В итоге было установлено, что у одного из участников, члена разнояйцевой пары близнецов, присутствует в гене BHLHE41 ранее не выявлявшаяся мутация, позволяющая ему без ущерба для организма спать ночью в среднем только пять часов. При этом его брат-близнец, у которого такая мутация отсутствовала, в среднем спал ночью на час и пять минут дольше. Оказалось также, что носитель мутации легче переносит длительное лишение сна и быстрее восстанавливается после него, чем его близнец.
Как полагают исследователи, подобный эффект связан с лучшим качеством сна обладателя мутации – среди фаз его сна преобладала фаза медленного, наиболее глубокого сна, во время которого мозг получает наиболее полноценный отдых и восстанавливает свою работоспособность.
По мнению авторов, результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на генетический базис феномена сна и молекулярные механизмы, лежащие в основе индивидуальной потребности в нем.