Можем ли мы создать идеальный силовой спорт?
Почему при повсеместном уважении к силе и сильным людям, смазливые и капризные футболисты собирают полные стадионы, а трибуны на соревнованиях силачей стоят пустыми? Конечно, отчасти, это следствие целенаправленной пропаганды — тоталитарные государства специально культивировали коллективные виды спорта, воспитывающие стадные чувства и низменные инстинкты, чтобы толпа народа была послушной и управляемой. Но это лишь отчасти… Значительная доля вины за отсутствие зрительского интереса лежит на самих силовых видах. Теперь посмотрим, чем отталкивают обывателей основные виды поднятия тяжестей:
1.Тяжелая Атлетика – очень сложный технически вид, и потому доступен для освоения лишь единицам избранных. Соревнования скучны и непонятны непосвященным, несмотря на то, что входят в олимпийскую программу. Плюсы в том, что единицы тех, кто освоил тяжелую атлетику, становятся уникальными атлетами, обладающими фантастическими возможностями в подъеме тяжестей.
2. Гиревой спорт – однообразен, скучен, нуден и неинтересен как зрителям, так и участникам, хотя может быть очень полезен для развития многих незаменимых качеств.
3.Пауэрлифтинг – секта фанатиков, выполняющих малопонятные манипуляции с большими весами и сложной экипировкой. Даже наиболее фанатичных спортсменов интересуют только свои собственные выступления, которые потом они сами же и смотрят на видео. До всех остальных им нет дела. Соревнования очень продолжительны по времени, однообразны, сложны в организации и проведении и не интересны для неподготовленного зрителя. Плюсы в том, что является основой базового тренинга и набора мышечной массы для любого вида спорта.
4. Бодибилдинг – твердо тянет за собой ворох проблем, обвинений и подозрений, связанных с применением фармакологии, далеко оторвался от классических пониманий силы и функциональности. Кроме того, как это ни прискорбно, действительно культивирует не лучшие качества человеческой личности, за что и запрещался в СССР. По прошествии четверти века после отмены запретов, можно сказать, что не все в СССР было неразумно и значительная часть элиты никакого другого вида спорта не была замечена в столь масштабном участии в проституции (в т.ч. и гомосексуальной), съемках в порнографических журналах и фильмах, не говоря о стриптиз и эротических шоу и интернет услугах, а такжеи разных видах криминального бизнеса. При этом дал огромный багаж знаний всем видам спорта в области диетологии, восстановления и правильного питания.
5. Стронгмен – до настоящего времени наиболее успешный с точки зрения зрительского интереса. Каждый представитель является живым воплощением представлений о богатырской силе. К сожалению, никогда не сможет стать массовым в силу того, что ни в одной стране мира нет более двух- трех десятков людей, обладающих возможностями настоящего стронгмена. Кроме того, устойчиво имеет репутацию крайне травмоопасного.
Где выходы из тупика? Конечно, фанаты могут пытаться и регулярно пытаются менять свои виды для их оздоровления и увеличения их привлекательности. Но при этом по принципу «хорошо забытого старого» появляется и нечто новое. Из наиболее перспективных направлений такого рода сейчас можно выделить два «хита» последних лет – Кроссфит и Армлифтинг. По меткой шутке Алексея Тюкалова, ещё недавно трудно было предположить, что американцы начнут устраивать соревнования по разминке, физкультуре и круговой тренировке. Так же трудно было предугадать, что старинная цирковая забава, вроде сгибания прутьев и ломания подков, разовьется в целую культуру по развитию силы рук и пальцев. Помимо происхождение и эволюции, общим для этих видов является то, что они являются мостом в другие виды спорта и, в частности, в единоборства (армлифтинг в армрестлинг , кроссфит в ММА ) и интересен представителям очень многих других: альпинистов, борцов, боксеров и т.д.
В каком направлении следует реформировать существующие виды, и что нужно учитывать, создавая новые?
Вид спорта может быть популярен только при соблюдении следующих основных условий:
1.Соревнования зрелищны и разнообразны .
2. Принципы подведения итогов ясны и прозрачны.
3. Соревнования скоротечны и динамичны.
4. Есть элемент личного противостояния конкретных спортсменов.
5. В результате занятий есть реальный и ценный для обычной жизни результат, развиваются полезные и разнообразные возможности и качества.
6. Вид доступен как с точки зрения разумности затрат на создание условий для занятий, оборудование и экипировку, проведение соревнований, так и с точки зрения требований к генетике занимающихся.
7. Негативные моменты и травмоопасность должны быть сведены к минимуму.
8. Каждому должна быть предоставлена возможность соревноваться с противниками сравнимых размеров и возраста.
9. Возможность достижения высоких результатов естественным образом.
Если исходить из совокупности перечисленных выше принципов, то именно армлифтинг имеет все шансы стать силовым видом спорта № 1 .
Соревнования очень зрелищны, любому из зрителей понятно, кто поднял, а кто нет вес, без всяких «недоседов» , «коэффициентов атлетичности» и «пропорций» , даже крупный турнир с большим числом участников можно провести быстро, что существенно снижает расходы и организаторов и участников. Итогом каждого вида является поединок сильнейших. Результаты тренировок применимы и востребованы и в обычной жизни, и в целом ряде видов спорта, ибо сильный хват востребован везде. Оборудование просто и «железа» гораздо меньше, чем для того же пауэрлифтинга, заниматься можно практически в любом помещении, начиная с собственной квартиры. Травмоопасность стремится к нулю, а возрастные ограничения к бесконечности . Результаты достигаются только фанатичной и длительной пахотой, ибо повлиять на силу сухожилий стероидами более чем проблематично и, следовательно, виду не грозит перспектива допинговых скандалов и связанные с этим репутационные потери типа «да они все химики».
Что может дать другим силовым видам опыт армлифтинга за период развития WAA, с 2010 по 2013 год ?
В первую очередь – возможность придания динамики проведению соревнований. Традиционно можно подойти к увеличению веса поднимаемого снаряда разными путями:
- можно последовательно увеличивать вес и вызывать атлетов к снаряду, когда вес его достигает оговоренных величин, оговоренное число раз.
- можно последовательно давать каждому спортсмену выполнить первую попытку с наибольшим по его возможностям весом, затем вторую и т.д.
Можно использовать любой из них, а так же комбинировать эти подходы в зависимости от множества разных условий и соображений . Вопрос о том, каким должны быть эти веса и кто их заявляет , и каков должен быть минимальный шаг этого увеличения, вынесем пока за скобки.
При проведении соревнований по армлифтингу мы пробовали и продолжаем пробовать разные варианты, но уже сейчас, с определенностью, можно сказать следующее:
- Нельзя до бесконечно мелких величин дробить прибавляемые веса. Один из основных моментов, который убивает зрелищность соревнований по тяжелой атлетике — это прибавки по 1 кг., а иногда и по 0,5 кг. Если силен, подними на 10 кг. больше соперника, ну в крайнем случае на 5…ну в некоторых особо сложных и экстремальных случаях на 2,5 кг., если вес огромен и близок к рекордному, но не морочь себе и людям голову, если не можешь… 100 гр. — это не преимущество.
- Необходимо до минимума сокращать время подготовки помоста и снаряда к очередной попытке, действие на нем должно идти непрерывно. Следовательно, веса должны быть максимально стандартизированы.
- Если мы хотим сделать силовые виды по настоящему интересными и привлекательными для СМИ и теле и видео-трансляций (а как следствие привлекательными для партнеров и спонсоров), мы должны во многом подчинить интересы спортсменов интересам зрителей - раз и навсегда признанными приоритетными.
- Непонятные непосвященным тонкости типа «тактической борьбы» (которая, между нами говоря, зачастую является полным маразмом со всякими «перезаявками» и загонами на веса ) должна быть сведена к минимуму, ибо слабым она не поможет, а сильным — не нужна.
С учетом этих моментов проводились многие крупные соревнования и подготовлена новая классификация World Armlifting Association в тяге РТ и АА. Вопреки мнению некоторой части спортсменов, будучи вынужденными вписываться (например на А-1) в короткое время прямого телеэфира, мы решением судейской коллегии увеличивали шаг устанавливаемых весов и лишали спортсменов возможности заявлять веса самим и вызывали их к весам установленным судьями (впрочем веса можно было пропускать), чем естественно, причиняли им определенные неудобства. Но зрелищность, динамика, а главное — результаты сильнейших армлифтеров от этого только возросли. Я знаю, что иногда трудно уговорить людей, привыкших к старой системе, пробовать что-то новое, но я настаиваю на том, что делать это необходимо. В 2011 году Джин Рычлак посмотрел немного, как проходил Первый Чемпионата Мира по армлифтингу на «Золотом Тигре» в Екатеринбурге , и потом, насколько я знаю , американцы попробовали применить тот же принцип на соревнованиях по жиму. Я бы предложил на этом не останавливаться , а попробовать реформировать соревнования независимых федераций по пауэрлифтингу по образу армлифтинга, то есть попробовать провести соревнования по следующему принципу:
Стандартные веса на помосте постоянно растут: 100, 110 , 120….200 , 210, 220 ….500 …и т.д. кг., у спортсмена допустим не 3 , а 4 или 5 подходов, но не справившись с весом, он теряет право на следующие подходы и выбывает из соревнований (или допустим, для двух или трех последних подходов он переходит в конец очереди в соответствии с вытянутыми на жеребьевке номерами и опять делает повторный подход к не поднятому весу). Каждый может посчитать, сколько времени осталось до его начального веса. На разминке гораздо удобнее разминаться спортсменам равным по силе, работы у ассистентов и выводящих меньше, и главное — все сильнейшие собираются в самом конце. На наиболее массовых весах можно использовать несколько помостов, в конце – один. И расписание составлять не по категориям и потокам, а по весам на штанге.
Понятно, что статья скорее полемическая и провокационная, и излагает идеи, без их детальной проработки, но почему бы их не обсудить?
Николай Виткевич