Набирающий популярность антивозрастной препарат: факты, безопасность и целесообразность
06.05.2025
Как предположили многочисленные исследования, дефицит NAD+ можно компенсировать приёмом добавок с никотианмидным мононуклеотидом, тем самым повлияв на целый ряд фармакологических процессов при различных заболеваниях [13].
De Picciotto с коллегами [29] обнаружили, что приём NMN восстанавливает у мышей уровень NAD+ (повышая его в три раза), увеличивает активность SIRT1 в сосудах, расширяя их просвет, посредством оксида азота.
Kawamura с коллегами [30] сообщили, что NMN сохраняется в организме животных дольше, чем никотинамид, и повышает NAD+ (80 нмоль/г ткани печени), усиливая ответ SIRT1 сильнее, чем никотинамид.
Миллс со своей научной группой [10] обнаружили, что NMN, не обладая явным вредным действием или токсичностью, эффективно подавлял у мышей вызванное старением увеличение веса тела и устранял дисфункцию глаз. Кроме того, он поддерживал здоровый липидный профиль плазмы, чувствительность к инсулину, физическую активность, энергетический обмен и другие показатели.
Дополнительный NMN предотвращал возрастные изменения экспрессии генов в основных метаболических органах, а также оптимизировал белковый баланс и митохондриальный окислительный метаболизм в скелетных мышцах.
Безопасность
Различные фармацевтические и биотехнологические компании, а также производители продуктов здорового питания уже выпустили ряд антивозрастных продуктов с никотиамидным нуклеотидом. В большинстве капсул количество NMN варьируется от 50 до 150 мг, при этом некоторые потребители принимают по две капсулы в день, но существуют и продукты с NMN, продающиеся как добавки для борьбы со старением в виде капсул с очень высокой дозировкой – более 500 мг. Безопасность таких доз оценить невозможно, поскольку еще не завершены необходимые для этого клинические и токсикологические исследования.
Безопасность и эффективность подобных добавок не подтверждена строгими научными доклиническими и клиническими испытаниями. Производители не решаются оплачивать доклинические и клинические испытания из-за ожидаемо низкой нормы прибыли, а также из-за отсутствия уполномоченного органа, который бы регулировал производство NMN, поскольку он часто продается как функциональный пищевой продукт, а не как строго регулируемое терапевтическое лекарство для долголетия.
Никтинамидный нуклеотид не следует рассматривать как панацею для пожилых людей, поскольку повышение уровня NAD, когда оно не требуется, может привести к пагубным последствиям. Поэтому доза и частота его приема должны быть тщательно прописаны врачом в зависимости от типа возрастного дефицита и других проблем со здоровьем.
Иные предшественники NAD уже были изучены с целью выявления их эффективности при различных возрастных дефицитах и используются для лечения конкретных. Тот же принцип должен быть применен и к NMN.