Что полезнее для обучения и памяти, печатать текст или писать от руки
24.01.2024
Поскольку цифровые устройства постепенно заменяют привычные ручку и бумагу, в учебных заведениях конспектирование от руки становится все более редким явлением. К тому же, у большинства печатать получается быстрее.
Чтобы выяснить, улучшает ли работу мозга процесс создания текста от руки, норвежские учёные исследовали особенности мозговой активности при печатании текста и написании его от руки.
Функциональная связанность – это характеристика связи между анатомически различными, пространственно близкими или удаленными областями мозга, которые взаимодействуют через спонтанную или намеренно вызванную синхронизацию психической функции.
Ручка и клавиатура
Учёные сняли электроэнцефалограмму у 36 студентов университета, которым предлагалось написать или напечатать слова, появляющиеся на экране. При письме они использовали цифровую ручку, чтобы писать от руки на сенсорном экране, а при наборе текста на клавиатуре нажимали клавиши одним пальцем.
Электроэнцефалограмма высокой плотности, измерявшая электрическую активность мозга с помощью 256 небольших датчиков, вшитых в надетую на голову сетку, записывалась в течение пяти секунд для каждого слова.
Взаимодействие различных областей мозга усиливалось, когда участники писали от руки, и ослабевало при печатании на клавиатуре.
“Мы показали, что при письме от руки схемы подключения мозга гораздо более сложные, чем при печатании на клавиатуре”, - сказала профессор Одри ван дер Меер (Audrey van der Meer), исследователь мозга из Norwegian University of Science and Technolog и соавтор исследования, опубликованного в журнале Frontiers in Psychology. “Известно, что хорошая функциональная связанность мозга имеет решающее значение для формирования памяти и кодирования новой информации и, следовательно, улучшает обучение”.
“Визуальная информация и информация о движениях, получаемая посредством точно контролируемых движений руки при использовании карандаша или ручки, в значительной степени влияет на механизмы взаимодействия мозга, способствующие обучению”, - сказала Ван дер Меер.
Двигаться, чтобы запоминать
Хотя для рукописного ввода текста участники использовали цифровые ручки, исследователи заявили, что результаты, как они полагают, будут такими же при использовании настоящих ручки и бумаги.
“Мы показали, что более высокая мозговая активность связана с выписыванием букв при письме от руки, что требует от человека большего вовлечения в работу”, - объяснила Ван дер Меер. Поскольку точно такие же движения кисти потребуются для написания букв на бумаге, ожидается, что мозговая активность будет аналогичной.
Простое же многократно повторяющееся движение нажатия на клавишу клавиатуры одним и тем же пальцем стимулирует мозг несравнимо меньше. “Это также объясняет, почему дети, научившиеся писать и читать, например, на планшете, часто испытывают трудности с различением зеркальных букв, таких как ‘b’ и ‘d’. Они буквально не чувствуют, каково это – выводить рукой эти зеркальные буквы”, - считает Ван дер Меер.