Салихов Мидхат Абдулович

Автор: Леонид Остапенко

15.05.2020

Нечего и говорить, что полковника Салихова уважали и любили все – и офицеры, и солдаты, и недаром. При нем в бригаде были разрешены увольнительные для солдат-отличников боевой подготовки, кроме выходных дней, еще и среди недели. А еще те, кто участвовал в художественной самодеятельности вместе с гражданскими «шефами», или занимался в спортивных секциях, которых не было в части, могли спокойно получать такие увольнительные записки тоже в любой день. Логично, что все из кожи лезли, чтобы заслужить статус отличника, и о самоволках никто и не подумывал – в город можно было выйти в любой день. В городе Бендеры (он теперь относится к Приднестровью) в то время было больше десятка чисто «женских» предприятий – шелковый комбинат, какие-то текстильные фабрики, крахмальный комбинат, фабрика женской обуви и так далее. Сами понимаете, по плотности женского населения Бендерам мог составить конкуренцию разве что «город невест» Иваново… Совершенно невообразимые комбинации, возникавшие в результате смешанных браков молдаван, болгар, украинцев, русских, гагаузов, немцев, евреев и еще минимум десятка разных этносов не могли не дать тамошним девчонкам потрясающей яркости и красоты. Так что интерес к частым увольнениям в город был продиктован не только стремлением полюбоваться Днестром (или Нистру, как называют реку в Молдавии).

В конце лета 1965 года наша бригада участвовала в крупных учениях, проводимых Генштабом Вооруженных Сил СССР, и во время ночного марша у комбрига сломался ГАЗ-69. Он «конфисковал» такую же машину у моего командира, а водителем этой автомашины был как раз я. Так что на последующие три дня я стал личным водителем полковника Салихова, и за это время мы исколесили почти всю Молдавию и часть Одесской области – всю зону учений. В течение этих дней и ночей (ракетную бригаду из соображений секретности гоняли из одной точки в другую по ночам) я убедился в истинности всех самых лестных отзывов об этом замечательном человеке. Посещая следующую стартовую позицию, комбриг выходил из машины, и отдавал мне команду – «Поспать, сколько сможешь, нам через час ехать дальше, я тебя разбужу!» Когда он сам спал – ума не приложу, по крайней мере, в течение этих дней я почти все время был при нем неотлучно, и не видел комбрига спящим или хотя бы дремлющим... По результатам этих учений бригада вышла в лидеры среди частей Одесского военного округа, а осенью того же года полковник Салихов уехал учиться в Академию Генерального Штаба в Москву. К сожалению, отношение к личному составу его преемника в должности командира бригады можно было выразить всего несколькими словами: все в точности наоборот. Фамилию и внешность его я помню, но называть не буду, и вспоминать о нем не хочется…

В очередной раз я встретился с Мидхатом Абдуловичем через 20 лет, совершенно неожиданно, в Москве, в вестибюле метро «Фрунзенская», в первых днях мая 1985 года. Он был уже генерал-лейтенантом. Не узнать его было просто невозможно – та же подтянутость, та же самая выправка. Только виски его были почти белыми – а до этого я помнил его жгучим брюнетом. Черными остались только его фирменные усы… Я поздоровался, назвав его по имени-отчеству, и сказал, что мне довелось служить под его началом в Молдавии. Поразительно, что через два десятка лет он узнал во мне того самого солдата, который возил его в ГАЗ-69 во время учений в Молдавии. Мы беседовали минут пятнадцать, я рассказал ему вкратце о том, чего добился в жизни, а он с гордостью поведал мне, что только на днях ему присвоено звание генерал-лейтенанта, что в настоящее время преподает в Академии Генерального Штаба, в той самой, которую четверть века назад окончил сам. Академия в то время располагалась неподалеку от входа в метро «Фрунзенская». Он продиктовал мне номер своего домашнего телефона, и разрешил звонить. А еще сообщил, что ему выпала честь пройти маршем по Красной Площади в шеренге других Героев Советского Союза на юбилейном Параде – в 1985 году было как раз 40 лет Победы. И я 9 мая 1985 года, наблюдая Парад по телевидению, увидел моего бывшего командира бригады в строю генералов-героев. Мне не довелось позвонить ему ни разу – до 1989 года у меня была очень сложная, напряженная и занятая жизнь. К сожалению, та встреча в метро оказалась последней – в 1994 году в возрасте 71 год генерал-лейтенант Салихов Мидхат Абдулович умер. У него остановилось сердце. Всего через год после того, как ушел в отставку. Пятьдесят с лишним лет безупречной службы стране и народу – я подозреваю, что он ушел из жизни потому, что стал стране ненужным.

Метки:

ЗАМЕТКИ, ОЧЕРКИ, ФОТО
События