Одесса-2002 как зеркало украинского пауэрлифтинга
Леонид Остапенко
IM: Нам известно, что ты ведешь рубрику пауэрлифтинга в журнале «Фитнсс-Ревю». Отражают ли твои материалы личный или обобщенный опыт тренировок, помогает ли эта работа определиться в своей собственной позиции к пауэрлифтингу как к объекту научной деятельности?
Д.С.: Конечно, над диссертацией я еще не задумывался, но кое-какие обобщения и методические разработки я уже делаю. Пока моей главной задачей вижу помощь молодым спортсмена и тренерам, подъем профессионального уровня всех тех, кто читает наш журнал.
IM: Скажи, пожалуйста, верно ли расхожее мнение среди пауэрлифтеров, что те методические материалы, которые публикуют отдельные западные журналы, уже устарели или, как минимум, не отражают истинной сути содержания тренировочного процесса звезд пауэрлифтинга? Имеет ли право тренер высокой квалификации «придерживать» методические находки в интересах подготовки своих спортсменов к победным выступлениям?
Д.С.: Безусловно, у каждого спортсмена и тренера высокого класса могут быть и есть свои секреты, и вовсе не обязательно, чтобы о них знали все остальные. Однако есть общие каноны спортивной подготовки, которых не знают начинающие, и вот их-то и надо донести до них в доходчивой и понятной форме.
IM: Насколько я понял твою мысль, базовая подготовка в целом достаточно универсальна, а на более высоких уровнях складывается индивидуальная техника, индивидуальный стиль подготовки?
Д.С.: Да, стиль выступления чемпиона яркий и индивидуальный, и отразить его практически невозможно ни в одной публикации. Имея божий дар, каждый человек достигает своего собственного стиля и в подготовке, и в выступлениях.
IM: Был ли у тебя отечественный или зарубежный кумир-пауэрлифтер, на которого ты равнялся?
Д.С.: Да, но ориентация моя на кумиров со временем изменялась. Когда я пришел в «железный спорт», то считал кумиром Арнольда Шварценеггера – человека, который очень многого достиг благодаря собственному труду; затем я понял, что у нас есть свои кумиры, и теперь считаю таким моего тренера и учителя – Виктора Сергеевича Налейкина. Я еще не встречал таких людей, как он – он состоялся как великий спортсмен и как опытный тренер.
IM: А есть ли у тебя ученики, достойные учителя?
Д.С.: Да, и один из самых перспективных – моя жена Лариса. Она добилась серебряной медали на чемпионате мира, а среди юниорок она – абсолютная чемпионка мира, при этом еще и установила несколько рекордов мира.
IM: Значит, пауэрлифтерская семья! Такие семьи, я знаю, есть и в России, и за рубежом. Приглашаем вас на страницы нашего сайте – россиянам будет приятно знать вас в лицо!
Следующий чемпион – Иван Фрейдун, из Львовской области. Он пришел в пауэрлифтинг из тяжелой атлетики, где сумел добиться звания кандидата в мастера спорта.
И.Ф.: Со штангой у меня перестало получаться, я был слишком «перекачанным», поэтому я перешел в пауэрлифтинг, и не жалею. Это мой третий чемпионат Украины, и я выполнил норматив мастера спорта международного класса. На Европе мне удалось выиграть серебряную медаль.
IM: А кто твой соперник, не дающий тебе выиграть золото?
И.Ф.: Это Тарасенко – он трижды подряд становится обладателем золотой награды, а я вслед за ним с серебром. Я дважды становился рекордсменом мира среди юниоров, и думаю, что в течение года, который мне остался для юниорской категории, я сумею показать неплохие результаты.
IM: Как ты думаешь, в чем основная проблема пауэрлифтинга на Украине?
И.Ф.: Конечно, это недостаточность в финансовых средствах.
IM: Что бы ты хотел сказать читателям русского журнала, спортсменам и любителям железной игры?
И.Ф.: Это – наши братья. Мы общаемся с ними на соревнованиях, они наши ближайшие соперники и друзья, конечно.
IM: Славяне, выходит так, «выжали» всех остальных из лидирующих позиций?
И.Ф.: Да, и американцев, и японцев. Мы сильнее их!
А теперь я бы хотел представить читателям легенду одесского и украинского пауэрлифтинга, выдающегося спортсмена и неординарного человека, Владимира Анастасьевича Бурлакова. Ему 75 лет, но возраст не пощадил только его волосы. Это настоящий атлет, и его титулы впечатляют даже самого беспристрастного человека. Судите сами. Спортом он занимается 55 лет. Он семикратный чемпион Украины среди ветеранов. Двадцать четыре рекорда Украины украшают его биографию. Бронзовый призер чемпионата Европы 1994 года. Лучшая сумма в троеборье – 600 кг (202,5 – 150 – 250).
IM: Владимир Анастасьевич, можно ли услышать от вас краткий очерк своей жизни в пауэрлифтинге? Перед вами, как говорится, любой может снять шляпу; вы можете служить примером истинного долголетия в спорте. Что вас держит в спорте?
В.Б.: За шляпу спасибо. Скажу просто: сила, как и разум, развивается по восходящей. Норматив КМС я неоднократно выполнял на соревнованиях, когда мне уже было 72-73 года. Но пауэрлифтингом я занимаюсь не так давно – с 1993 года, около 10 лет. Раньше была тяжелая атлетика. Мы с Леонидом Жаботинским выступали вместе в Запорожье, когда он был всего лишь мастером спорта. В семье все были любителями спорта – нас было семь братьев. Был я и чемпионом России по гиревому спорту – давно, в 1949 году. Теперь я живу пауэрлифтингом. Много читаю (вернее, жена мне читает, я почти ничего не вижу). Тренирую других людей (хотя и плохо вижу).
IM: Какие вы видите проблемы украинского пауэрлифтинга, с высоты вашего жизненного и спортивного опыта?
В.Б.: Конечно, это материальная сторона. Например, меня никто вообще не финансирует. Тем не менее, я готовлюсь к чемпионату Украины по ветеранам. Это уже 11-й чемпионат. Хорошо помню и знаю российских ветеранов – Славу Пискунова, Юру Поветкина. Прошу передать через журнал им самые теплые пожелания успехов и удачи. Мы – коллеги и друзья. Спорт объединяет людей, несмотря на усилия политиков по разъединению наших стран.
IM: А каковы ваши ближайшие цели?
В.Б.: Я человек суеверный, и ничего не загадываю, но скажу: я готовлюсь к чемпионату в Немирове. Хочу достойно выступить.