Выложись и уходи
Майк Ментзер
Помните, что скелетные мышцы имеют три уровня силы. Позитивный уровень - это ваша способность поднимать вес. Эта фаза - наислабейшая. Статическая сила - это способность удерживать вес в какой-либо точке, она несколько выше. Ваша же способность опускать вес наиболее высока.
Интересно, что работающий со средним объемом бодибилдер, подобно овце, даже не затрудняющий себя анализом прочитанной информации, а просто следующий за стадом, даже позитивную часть движения выполняет неправильно. Он выбрасывает отягощение вверх, а достигнув сокращенной позиции и не зная ничего о своих статических способностях, позволяет весу просто падать вниз. Ему неведомо, что негативное сопротивление весу даже более важно, чем его подъем.
У моих клиентов каждое повторение разделено на три части: позитивную, статическую и негативную. Они прорабатывают все уровни. Отсюда и такой фантастический прогресс, который намного превосходит то, чего можно достичь в бодибилдинге при объемном подходе. Практически никто не добивается сколько-нибудь заметного успеха при объемной перетренированности (так я это для себя называю), если только они не сидят на стероидах, гормоне роста и подобных вещах.
У нашего организма ограниченные восстановительные способности, ограничена и способность переносить стресс. Вы ведь не можете в августе лежать на солнце многие часы. Я уже проводил эту аналогию, и она все еще справедлива, так как методика загара проистекает из теории стрессовой физиологии. Когда вы лучше загорите, в январе или августе?
IM : В августе.
ММ : Почему? Из-за интенсивности. Интенсивность солнечного света в августе гораздо выше. Выше и воздействие на кожу, что вызывает адаптационный отклик. А вот в январе вы можете лежать на солнце сколько угодно. Вы не обгорите, но и загара не получите. А попробуйте в августе полежать на солнце чуть дольше, чем необходимо для загара. Вы обгорите.
То же самое с высокоинтенсивным тренингом. (Между прочим, работа с отягощениями всегда высокоинтенсивна.) Одним сетом больше, чем необходимо для стимуляции роста - и вы «обгорели» (в данном случае, перетренировались). Именно перетренированность не дает вам достичь желаемых результатов. Из-за нее многие бодибилдеры не реализуют своего потенциала и уходят из спорта. Меня это очень раздражает, потому что ежедневно я получаю сотни звонков и факсов со всего мира, где люди жалуются на отсутствие прогресса при объемном типе тренинга. Они благодарят меня за знакомство с высокоинтенсивным тренингом, суть которого - короткие, интенсивные тренировки.
Другими словами, не надо идти в зал, чтобы выяснить, сколько подходов вы сможете сделать или как надолго у вас хватит выносливости. Ваша цель иная и заключается в совершенно другом типе тренинга. Необходимо прийти в зал и обдуманно и рационально сделать то, что необходимо для активизации механизма роста, и не более того. Теперь - марш из зала, идите домой, отдыхайте и растите. И еще раз повторю - объем тренинга, необходимый для стимуляции роста, не так уж велик. Моя тренировка ног длится 7-8 минут. То же самое и у моих клиентов.
IM : Итак, упражнения, подходы и повторения можно найти в книге Heavy Duty 2: Mind and Body?
ММ : Да, а саму книгу - на моем сайте www.mikementzer.com, где представлено еще много дополнительного материала в виде статей и подсказок по тренировкам. Я очень горжусь своим Web-сайтом, так как на нем представлены одни из самых компетентных авторов среди подобных страничек. Это доктор Дуг Макгау (Doug McGough), без сомнения, ведущий теоретик высокоинтенсивного тренинга, доктор Кевин Фонтэйн (Kevin Fontane), бодибилдер со стажем и ассоциативный профессор медицины Университета Джона Хопкинса, доктор Ричард Уинетт (Richard Winett), с которым хорошо знакомы читатели IRONMAN, Грэг Андерсон (Greg Anderson), владелец зала высокоинтенсивного тренинга в Сиэтле.
IM : Какой схеме приема стероидов вы следовали, когда выиграли «Мистер Юниверс»?
ММ : Я принимал 400 мг Дека Дураболина каждые 10-14 дней, 100 мг Дураболина в неделю и не более, чем 5 мг Дианабола в день.
IM : Ну, это совсем уж консервативно, принимая во внимание то, как вы выглядели на соревнованиях.
ММ : Многие сейчас отрицательно относятся к приему любых стероидов. У ребят, которые тратят по 50-70 тысяч долларов на огромное количество препаратов, я вижу лишь одно отличие - раздутые внешние части бедер и повышенную сепарацию в области низа спины и ягодиц. Я не хочу называть имена, но знаю достаточное количество бодибилдеров, готовых рискнуть диабетом и другими серьезными заболеваниями ради получения очень недолго живущих результатов. Даже самая успешная бодибилдерская карьера продолжается 5-7 лет, иногда немного дольше. Бодибилдинг - это спорт, контролируемый людьми, которые в нем участвуют, после ухода из него у вас не очень-то большое будущее.
Это проблема, так как многие атлеты слепо и упорно делают только то, что имеет значение лишь в данный момент, наивно полагая, что это будет помогать им всю жизнь. Они даже не думают учиться чему-нибудь еще. Когда же они заканчивают выступать, то их быстро забывают, оставляя наедине со своими болезнями, вызванными приемом стероидов.
IM : Теперь давайте поговорим о конкурсах «Мистер Олимпия» 1979 и 1980 годов. Что Вы думаете об этих соревнованиях?
ММ : В 1979 я был убежден в своей победе и получил два объяснения тому, почему проиграл. Я спросил Пола Грэхэма (Paul Graham), одного из лучших друзей Арнольда и промоутера соревнований, почему я проиграл. Он ответил, что я слишком быстро позировал в заключительном раунде, что звучит смешно. Если даже я слишком быстро позировал, почему это должно затмить собой все остальное?
Я был более рельефным, чем Фрэнк Зэйн, и мышц было на 15 кг больше. После соревнований я подошел к нему, пожал руку и сказал: «Фрэнк, это не твоя вина, что ты выиграл. Думаю, дело в судьях». Затем я подошел к Рэгу Парку (Reg Park) и спросил: «Рэг, как случилось, что я проиграл?» Объяснение опять же было смехотворным. Он сказал: «Майк, ты обогнал время. Толпа не может сейчас оценить того, что видит. Когда ты принял первую позу с поднятыми руками и развернул латеральные, то казалось, что они заняли всю сцену. Ты слишком огромен. Им больше нравится тип телосложения как у Зэйна». Я возразил: «Рэг, не могу поверить, что слышу это от тебя - человека, который сделал блестящую бодибилдерскую карьеру именно на величине мышц. Ты фактически был кумиром Арнольда благодаря огромной мышечной массе, и теперь ты говоришь мне, что это - недостаток, а не достоинство?»