Выложись и уходи
Майк Ментзер
IM : Какая у Вас была диета в подростковом возрасте? Тогда ведь не было таких пищевых добавок.
ММ : Добавки всегда были. Они уходят, потом возвращаются. Я пользовался продуктами Боба Хоффмана, например, «Протеином из морепродуктов». Большинство из них имело ужасный вкус и вызывало тошноту. Затем я приобрел широко рекламируемую «Формулу 7» Вейдера, которая обещала по 0,5 кг мышц каждый день. Это звучало очень заманчиво, и я истратил уже и не помню сколько денег на нее. Набрал я 25 кг, большинство из которых было жиром, ни разу не дав себе труда задуматься, что если ты набираешь по 0,5 кг в день, то через год будешь весить 182 кг!
Как сказал Артур Джоунз: «Майк, просто немного подумай - чуть больше, чем обычно, понимаешь? Я ведь не прошу тебя вредить самому себе. Не переутомляй свой мозг, просто мысли чуть больше». Большинство бодибилдеров не думают о своих тренировочных программах и добавках. Они следуют тому, что наиболее распространено в их зале, потому что сами подумать не могут.
IM : Что заставило Вас уйти в бодибилдинг, а не работать в Армии или по институтской специальности?
ММ : Я помню, когда учился на врача, ходил через пустой кампус Университета в Мэриленде зимой, весь промерзший и без денег в кармане. Тогда-то Джо Вейдер и предложил мне писать для журнала Muscle Builder. Это было предложение, от которого я не мог отказаться. Я подумал, что поработаю на Джо пару лет, накоплю немного денег, а потом вернусь к учебе. Я накопил так много денег, что не смог найти в себе силы опять приступить к учебе.
К тому же, я много узнал о психиатрии, которая была моим увлечением. Эта наука идет не в том направлении и мало чем помогает больным преодолеть их состояние.
IM : Как вы познакомились с Артуром Джоунзом и стилем тренинга Heavy Duty?
ММ : Помог Кэйси Ваятор. Ему понравилось мое выступление на «Мистер Америка» в 1971 году, и он сказал: «Тебе надо познакомиться с моим тренером, Артуром Джоунзом». Я не знал, кто это такой. Читал, правда, пару статей в IRONMAN, но особого впечатления они не произвели. Но все же я позвонил ему однажды вечером около 8 часов. Его не было дома, и я оставил сообщение на автоответчик. Он позвонил в 2 часа ночи. На мое предложение поговорить днем, когда голова у меня работает лучше, он ответил: «Заткнись и слушай!» Это могло бы оттолкнуть кого угодно, но мне нравится такая прямота.
Я помню, сидел в пижаме на полу в кухне, дрожа от напряжения и понимая, что первый раз в жизни слушаю человека, который знает, что говорит. На протяжении полутора часов в скрупулезной и объективной манере он читал мне лекцию на предмет высокоинтенсивных анаэробных тренировок с отягощениями. Постепенно в течение лекции (это была не беседа) я понимал, что я вовсе не такой эксперт, каковым себя считал. Вы не сможете стать экспертом, пересказывая чемпионские тренировки из вейдеровских журналов.
Я немедленно приступил к сокращенному высокоинтенсивному тренингу три раза в неделю по полчаса и потом выиграл турнир «Мистер Америка». Я получил этот титул в 1976 году в Madison Square Garden’s Felt Forum. Судей было девять, восемь проголосовали за меня - все, кроме Арнольда.
IM : Чем Heavy Duty отличается от объемного подхода, который так часто применяют начинающие?
ММ : Многим кажется, что чем больше, тем лучше, и доказывать это не надо. Поэтому принцип так живуч. Конечно, я согласен, что 1000 долларов, лучше чем 1. Но вы не можете просто взять принцип из экономики или этики, применить его ко всем аспектам человеческой жизни, да еще и ожидать результата. Идея, что больше - это лучше, по сути этическая или экономическая. Лучше иметь больше денег, знаний, красивых девушек, чем меньше. Никто не будет с этим спорить, но мы ведь говорим не об этике или экономике, наш предмет - наука о физических упражнениях.
Можете ли вы себе представить, что вся эта наука, и в частности бодибилдинг, вращаются вокруг утверждения, что больше, значит лучше? Давайте применим логику, это исключит ошибку. Если один час - это хорошо, то два часа - лучше, а три - еще лучше. Что интересно, никто не захотел завершить эту логическую цепочку, так как понимали, что какой-то фактор мешает. То, что они отказывались учитывать - это восстановительные возможности организма или ограниченные биохимические ресурсы человека, которые могут быть использованы, чтобы преодолеть изнуряющее воздействие тренировок с отягощениями.
IM : Могли бы вы описать тренировку для каждой части тела (подходы, повторения и упражнения), которая бы соответствовала принципу Heavy Duty?
ММ : Нет, не смог бы. Я никогда не делаю этого в интервью или в своих статьях, потому что я всю жизнь изучал тренинг. Одиннадцать лет назад я начал работать по модифицированному принципу Артура Джоунза. 12-20 подходов на все тело три раза в неделю. Это кардинально отличается от 12-20 подходов на мышцу и тренировок шесть дней в неделю (иногда и по два раза в день).
Я писал об этом в моей последней книге Heavy Duty 2: Mind and Body. Идея в том, что понятия «больше - это лучше» и «меньше - это лучше» ошибочны оба. В начале своей карьеры персонального тренера я совершал эту ошибку. Мне казалось, что последнее утверждение единственно верно. Но я был не прав. Правильная концепция такова: лучше то, что необходимо. Получается, что для стимуляции оптимального роста силы и размера нужна определенная (или меньшая) сумма работы, и она оказалась намного меньше предполагаемой всеми ранее.
Приведу один пример. Не обязательно всю жизнь следовать этой программе для спины, но иногда ее можно включать в свое расписание. Атлет выполняет один подход тяги вниз на верхнем блоке узким хватом, ладони смотрят назад, 6-10 повторений до отказа, позитивная фаза движения занимает 4 секунды. Когда он достигает полностью сокращенной позиции, гриф около ключиц, то задерживается в ней, выполняя 3-х секундное удержание, а затем следует негативная фаза с длительностью 4 секунды.