Кого можно считать «хардгейнером»?
Ричард Уинетт (Richard A. Winett)
Конечно, у человека могут быть различные заложенные природой преимущества для тренинга, но попробуйте соединить их со стилем жизни, который не благоприятствует достижению успехов. Плохой сон и плохие привычки в питании могут сделать человека, от природы хорошо реагирующего на тренинг, выглядящим как хардгейнер. А неспособность справляться с внутренними и внешними стрессами очень затрудняет восстановление. В этом случае решением проблемы послужит только изменение привычек поведения и освоение навыков того, как справляться со стрессами, а вовсе не тренировочные программы. Действительно, у человека может быть огромный потенциал для тренинга, но недостаточно мотивации.
Проблема хардгейнеров интересует меня, поскольку я всегда считал, что я сам нахожусь где-то посередке между группами тяжелорастущих и легкорастущих. Но недавно я пришел к несколько иному заключению. У меня налицо все качества легко набирающего вес: высокая переносимость физической нагрузки, очень быстрое восстановление, хорошая рычажность и высокая нейромышечная эффективность, за исключением одной- способности развить большие мышцы. Например, для выполнения становой тяги мне не требуется какая-либо особая физическая, психологическая или эмоциональная подготовка. Вся моя разминка состоит из одного повторения с 70% от веса в рабочих сетах, а общая психологическая подготовка заключается в том, что я концентрируюсь на тренировке. Но когда я выполняю становую тягу, даже при медленных повторениях, такое ощущение, будто вес взлетает с пола. Кажется, что приложи я чуть большее усилие, я мог бы взметнуть штангу над головой. И более того, я мог бы делать становую тягу дважды в неделю - а такую частоту выполнения данного упражнения немногие в состоянии выдержать. Тем не менее, если бы вы посмотрели на мои руки, трапеции и низ спины, вы бы ни за что не догадались, что перед вами такой мощный пауэрлифтер.
Все, что мы можем сделать - это проанализировать наши сильные и слабые места, а затем внести необходимые изменения в тренировочную программу и стиль жизни. Результатом этого может стать не то, что просто другая перспектива, а, возможно, совершенно другая тренировочная программа и совершенно другие результаты. Некоторые из тех, кто считает себя хардгейнером, смогут добиться хороших результатов, увеличив объем и частоту тренировок, но удерживая интенсивность в определенных рамках. Тем тренирующимся, которые привыкли выполнять большое число сетов, возможно, больше подойдут программы с максимальной интенсивностью и с минимальным числом сетов. Эти предположения пока что являются голословными, подтвердить или опровергнуть их можно только путем проведения фундаментальных исследований и реальных экспериментов.
Относительно этого я бы сказал, что если бы стероиды не завоевали силовой спорт 45 лет назад, то понятие хардгейнера не было бы так широко обсуждаемо сейчас. Большинство людей тренировались бы разумно, 2-3 раза в неделю, с ограниченным числом сетов . Эта методика была наиболее популярной много лет назад, и кажется практически идеальной для натуральных культуристов. Именно этот вид тренинга выполнялся многими легендарными бодибилдерами - Джон Гримек большую часть своей долгой жизни тренировался почти таким же образом, так же тренировался и Стив Ривз во время своей соревновательной карьеры.
Если бы этот стиль тренинга продолжал доминировать с середины 50-х до настоящих дней, можно было бы легко увидеть, что одним людям это лучше бы удавалось, чем другим. Различие в их результатах было бы связано не с какой-то магической программой, а рядом генетических факторов.