Мышечный феномен

Леонид Остапенко

Измеряя уровень миоглобина (накапливающего кислород элемента внутри мышечных клеток), а также мышечных ферментов, обнаруживаемых в крови, ученые предположили возможную взаимосвязь между долгосрочной отставленной мышечной болезненностью и разрушением мышечной ткани в результате интенсивного тренинга. Раз в крови обнаруживаются такие субстанции, которые содержатся в мышечных клетках, предполагают, что повреждению подвергаются некоторые клеточные компоненты. В отдельных случаях повреждения в мышечных клетках позволяют составляющим их белкам проникать во внеклеточные пространства (9).

Исследователи также доказали повреждения мышц в результате упражнений путем определения расщепления протеинов мышечных клеток, аккумуляции фагоцитов (особых клеток, разрушающих чуждые организму клетки) и эритроцитов (содержащих гемоглобин форменных элементов, которые транспортируют кислород) внутри мышечных клеток (9).

Теорию болезненности и затвердевания мышц как результата микротравм мышечных волокон частично подтвердили исследования Р. Армстронга (1990 г.). К сожалению, детали этого феномена до сих пор полностью не изучены (14). Более того, имеются мнения и о несостоятельности этой теории (5).

До сих пор весьма популярна лактатная теория возникновения "крепотуры". Сопоставим мнения ее сторонников и противников. Теория о том, что DOMS является следствием аккумуляции молочной кислоты, возникла в 60-х годах, и на нее ссылаются очень многие исследователи (2, 3, 4, 5, 14).

Сегодня имеются доказательства, что лактат вызывает боль, вероятно, только во время упражнений, но не 24-48 часов после занятия (5). Молочная кислота исчезает из мышц в течение 30 минут после упражнений, а DOMS обычно не появляется ранее 24 часов после упражнений. Более того, некоторые упражнения, скажем, растягивания бицепсов бедер, не вызывают или вызывают небольшое накопление молочной кислоты - но могут результировать в чрезвычайной болезненности мышц у лиц, которые не привыкли к такого типа упражнениям (11).

Весьма интересна теория физиологического изнашивания мышечной ткани во время интенсивной работы. Она практически является конкретизацией теории травм, и опять в качестве виновника указываются эксцентрические контракции.

Этот тип сокращений вызывает большее напряжение в мышцах и соединительных тканях, поскольку внешняя сила намного больше той, которую мышца способна развить. В результате усиленных фрикций актиновых и миозиновых филаментов происходит изнашивание мышечных белков и белков соединительных тканей, включая связки и сухожилия (5).

При таком физиологическом изнашивании происходит подъем уровня определенных ферментов в крови. Тяжелый тренинг может увеличить уровень этих ферментов от 2 до 20 раз. Недавние опыты подтвердили, что появление этих ферментов в крови отражает разную степень мышечного распада. Эти ферменты высвобождаются через структурные повреждения мембран мышечных клеток (11).

Наиболее логичное объяснение теории микротравм мышечных волокон, в результате которых происходит изнашивание тканей - то, что негативная фаза движения в упражнении, то есть опускание отягощения, включает лишь около половины числа тех мышечных волокон, которые участвуют в подъеме отягощения (Д. Ньюмэн, 1983). Следовательно, при опускании мышечные волокна подвергаются большему стрессу. Такой стресс могут перенести не все волокна, и часть из них механически повреждается (14).

Такие повреждения мышц при соблюдении нужного режима отдыха и питания неизбежно сопровождаются совокупным воздействием на поврежденные ткани катаболических веществ, приводящих к воспалению в данной области. Срабатывает биохимический закон - без катаболизма, то есть распада, нет анаболизма, то есть роста (14).

При такого рода микротравмах в мышечных волокнах происходит выход ионов кальция в межклеточное пространство, накопление гистаминов, калия, простагландинов и, следовательно, местный отек (задержка жидкости) в данной области мышцы. Этот отек раздражает нервные окончания, вызывая ощущение болезненности (17).

Из этой теории возникла "дочерняя" идея - теория воспаления. Ричард Херрик, спортивный врач, пауэрлифтер и руководитель медицинского комитета Международной Федерации Пауэрлифтинга (IPF), говорит: "Мы не на 100% убеждены, что болезненность на следующий день является проблемой, связанной с воспалением, но все соглашаются, что эти два явления связаны между собой" (13).

Объясняется это таким образом: интенсивные тренировки с отягощениями ведут к мышечным травмам, отечности, а затем - восстановлению. Воспалительная реакция организма требует притока жидкости в восстанавливающуюся мышцу, и это вызывает повышение давления. Нервные окончания в соединительных тканях мышц передают эти сигналы в мозг в виде болевого ощущения (12).

Согласно этой теории, механизм возникновения DOMS таков: первым шагом является воспаление поврежденной области, при этом расширяется просвет сосудов и усиливается локальный кровоток. Аккумулируются белые кровяные тельца (сначала нейтрофилы, затем моноциты), чтобы нейтрализовать продукты метаболического изнашивания (20).

Еще одна интерпретация причины мышечных болей и "крепотуры" - теория спазм, возникшая в начале 60-х годов. Полагали, что в условиях недостаточного кровоснабжения выделяются определенные химикалии, которые раздражают нервные окончания, а это вызывает мышечные спазмы и боль (5). В результате более детального исследования проблемы ее главный автор, доктор Херберт Де Вриес, пришел к выводу, что упражнения вызывают локальную мышечную ишемию (дефицит кровоснабжения), которая ведет к аккумуляции продуктов распада в мышцах, а это раздражает нервные окончания, результируя в боли. Боль после этого вызывает рефлекторную мышечную спазму, ведущую к еще большей ишемии, и таким образом круг замыкается - усиление явлений ишемии и, следовательно, увеличение контрактуры, вызывающей болезненность и тугоподвижность (2, 4).