Мудрость Рэя Ментзера
Джон Литл (John Little)
ДЛ: Как можно улучшить наш спорт?
РМ: Вы задаете сложные вопросы. Бодибилдеры недостаточно хорошо представлены в мире спорта, за ними никто не присматривает. Поскольку они сами о себе не беспокоятся, так и никто не беспокоится, потому что системе это не нужно. Помню, когда я пытался создать профсоюз, из этого ничего не вышло, идея никому не понравилась.
Как улучшить положение? Проводить больше соревнований в разных регионах, чтобы поднять статус бодибилдинга. Знаете, Бо Коэ (Boyer Coe) пробовал это сделать, но возник целый ряд вопросов. Пришлось, например, бороться с Вейдером. Тяжело. Не знаю, нужно слишком много времени, чтобы высказать все, что я на самом деле думаю. Крис Лэнд (Chris Land) посоветовал мне не наступать никому на пятки, не создавать людям трудности своей откровенной позицией.
ДЛ: Кроме клиник «MedX», чем Вы еще занимаетесь?
РМ: Я думал над созданием линии одежды «Mentzer Wear». Один парень, которого я тренирую, производит хорошую одежду, которой я мог бы дать свое имя. Но «MedX» - на первом месте. Я нанимаю докторов и физиотерапевтов, которые помогают мне вести бизнес. Хочу иметь 10 клиник. Это сейчас - главная моя цель.
ДЛ: Вы сказали, что закончили специальную школу, чтобы руководить этими клиниками?
РМ: Я закончил Медицинскую Школу Университета Флориды. У них есть полный курс по этому типу оборудования. Очень интенсивный курс, - три доктора из моего класса провалили экзамен. Трудно. Вы должны знать все: физиологию, анатомию, принципы функционирования аппаратов «MedX». Экзамен был серьезным.
ДЛ: Каковы планы на будущее?
РМ: Сейчас - «MedX» и воспитание ребенка, потом, может быть, вернусь в Австралию.
ДЛ: Да, я вспомнил, Вы же некоторое время там жили. Понравилось?
РМ: Да, мне нравятся открытые пространства. Там все было как-то лаконично, очень по-английски. У меня была собственная маленькая жизнь. Это как в Калифорнии, но безо всех этих людей. Для начала я бы хотел, если получится, проводить там три месяца в году, а затем переехать совсем. Наверное соревноваться я больше не буду, а если и буду, то «натурально», без фармакологии.
ДЛ: Звучит так, как будто вы недовольны результатами, которых достигли с ее помощью.
РМ: Так и есть. В течение 14 лет с перерывами я принимал различные препараты и не уверен, стоило ли это того.
ДЛ: Их переоценивают?
РМ: Да нет, они конечно в чем-то помогли, но минусов было больше. И я больше не хочу делать со своим организмом ничего подобного. Так что если что и буду делать в бодибилдинге, то исключительно «натурально». Я не хочу очернять все это или убеждать людей не принимать стероиды, - это их выбор. Просто для Рэя Ментзера этого больше не существует.
Наступает в жизни момент, когда начинаешь больше думать о других вещах, например, о своем ребенке. Дочь для меня важнее, чем стероиды, так же как мое здоровье и будущее. К тому же, принимая их, я становлюсь холоден и нечувствителен.
ДЛ: Заметили разницу?
РМ: Да, я становлюсь холодным, нечувствительным и неэмоциональным. А вдобавок требуется еще и жесткая диета.
ДЛ: До какого калоража Вы опускались?
РМ: До 1500-2300.
ДЛ: Это очень низкие цифры для Ваших габаритов.
РМ: Для моих - да, но ведь это сработало! Чем больше вы становитесь, тем меньше пищи вам на самом деле требуется.
ДЛ: Да?
РМ: Посмотрите на слонов: все, что они едят, это трава. Не очень-то много калорий. Если вы большой и мускулистый, то в мышцах сохраняется больше тепла. Чем более вы поджары, тем больше его уходит, - возьмем для сравнения обезьян, поедающих и бананы, и листья, и насекомых. Так что чем больше животное, тем менее калорийную пищу оно потребляет.
ДЛ: Но массу-то они поддерживают.
РМ: Я общался со многими бодибилдерами тяжелых категорий, и скажу вам: у них все так же - много есть они не могут. А те, кто поменьше, и едят больше. Такая вот загадка.
ДЛ: У них, наверное, бешеный метаболизм.
РМ: Да, у них очень быстрый обмен веществ, они могут есть постоянно. Но чем больше вы становитесь, чем больше наращиваете мышц, тем меньше вы едите. Это так.
ДЛ: И Вы, и Майк оставили работу с «Наутилусами» у Артура Джоунза, а сейчас покупаете у него аппараты «MedX». Когда Вы восстановили работу с ним?
РМ: Да не так уж и много я с ним работаю. Я сам по себе. Он был главным человеком в моем тренинге и исследованиях, я никому так не доверял, как ему. Я и сейчас его очень уважаю и поддерживаю с ним связь, но работаю на себя. Это, похоже, самый верный путь.
ДЛ: Я знаю, что некоторое время Вы работали с доктором Джоном Зиглером (John Ziegler). Вы могли бы рассказать о его исследованиях в области электростимуляции?
РМ: Зиглер изобрел прибор, вырабатывающий определенные радиоволны. Лет пять назад я с ним работал.
ДЛ: Как насчет его эффективности?
РМ: Мне понравилось. Он воздействует на мышцы напрямую, заставляя их работать в соответствии с биомеханическими требованиями. Он как бы «обучает» вашу нервную систему. Умная штука. В бодибилдинге вы должны использовать все тренировочные устройства, какие только можете.
ДЛ: Намерены ли Вы что-нибудь писать, подготовить какие-нибудь курсы, например?
РМ: Ой, не знаю. Я человек, любящий уединение. От бодибилдинга много не жду, не погружаюсь в него и не делаю на нем рекламы. Я отшельник.
ДЛ: Однако, создается впечатление, что Вы можете сказать нечто, что стоило бы послушать.
РМ: Да, пожалуй. Но не знаю, хочу ли я тратить на это время, потому что люди потом воруют твою работу, не ценят тебя по достоинству и не желают платить. Получается, весь твой труд напрасен. Если кто-то ничего не узнает, пусть так и будет. Я знаю людей, пытавшихся обворовать меня таким образом.
ДЛ: Да? И кто же это?
РМ: (Пауза) Есть один. Он написал книгу о пике формы. Знаете, ведь есть формула его достижения. Все считают это мистикой и кормятся отрывочными сведениями, но есть четкие элементы, следуя которым, можно получать больший эффект в ходе тренировок. Я работал над этой формулой четыре или пять лет. Но этот человек написал, что ничего подобного не существует. А я думал над этим, и это реально работает, потому что я могу добиваться работы на пике в любом упражнении, постоянно. Это целая теория, объяснение которой займет не один час.