Майк Ментзер. Последнее интервью.
Майк Ментзер
IM: Насчет бодибилдеров, уже собирающихся уходить из спорта в скором времени, таких как Шон Рэй, Кевин Леврон, Ронни Коулмэн...
ММ: (Перебивает) Вот примеры, совершенно противоположные тому, о чем мы только что говорили. Кевин Леврон и Шон Рэй - яркие индивидуальности, интересы которых очень разнообразны, и будущее этих парней выглядит великолепно.
IM: Я знаю, что Ваш веб-сайт довольно популярен.
ММ: Да. Я им очень горжусь. Это не шедевр, но выглядит неплохо, основная его цель - просвещение. Особую гордость у меня вызывает моя гостевая страничка, так как каждый, кто пишет для меня, является объективистом. Он ясно понимает разум и логику, и поэтому отлично мыслит.
Один из сотрудников IRONMAN, доктор Ричард Уинетт - один из частых гостей моей странички. Я восхищаюсь им, так как еще совсем недавно он был убежденным проповедником объемного тренинга, отказываясь верить в высокоинтенсивные методы. Но, в отличие от остальных представителей высшего эшелона бодибилдинга, ознакомившись с работами Артура Джоунза и моими, критически проработав их, он однозначно заявил, что метод высокоинтенсивного тренинга по эффективности превосходит объемный.
IM: Вы советуете делать довольно мало подходов на такую большую мышечную группу, как спина. Вы считаете, что можно получить качественную тренировку спины всего лишь с тремя упражнениями?
ММ: Главное слово здесь «большая». Вы сказали, что я рекомендую тренировать большие мышцы малым количеством сетов. Размер мышц, на самом-то деле, не имеет значения. Для стимулирования роста не нужно делать больше одного сета.
Возникает вопрос, сколько нужно сетов? Если вы зададитесь целью выяснить это экспериментально, с чего вы начнете? Если с 20 подходов, и это не сработает, куда вы двинетесь? К 19 или к 21? Логика подсказывает, что такое исследование надо начинать с одного подхода, так как ниже спуститься уже невозможно. Если один подход не срабатывает, вы пробуете два. Но я вам твердо и без всяких сомнений заявляю, что одного сета в упражнении абсолютно достаточно для достижения оптимальных результатов.
Многие бодибилдеры, кажется, относятся к своим тренировкам, как к соревнованиями на выносливость, что совершенно неверно. Это проистекает все из того же заблуждения, что больше, значит лучше. Идея не в том, чтобы пойти в зал и выяснить, сколько сетов сегодня вы сможете сделать и каков на сегодня ваш уровень выносливости. Вы должны идти на тренировку, как информированный, думающий, рациональный человек и выполнить ровно столько работы, сколько необходимо для стимулирования роста. Заметьте разницу, вы не участник соревнований на выносливость, ваша цель - сделать то, что нужно природе, чтобы запустить рост мышц. Как оказалось, необходимое для роста количество упражнений и подходов совсем не так велико, как многим людям внушали или они хотели бы верить.
Одна из главных мыслей моей книги Heavy Duty 2: Mind and Body - это то, что всеобщей ошибкой последние десятилетия были понятия: больше, значит лучше и меньше, значит лучше. Обе идеи не верны, обе они ведут к тренировочным проблемам и отсутствию приличного прогресса.
Идея не в том, что больше, значит лучше или меньше, значит лучше, а в том, что оптимальный объем - значит лучше. Ключ - в оптимальности нагрузки. А если точно, то сколько сетов за тренировку и как часто? Тут уместна аналогия с медициной. Если вам нужно принимать лекарства, то уместно выяснить его дозы. Какую дозу вы должны принимать и как часто? В своей книге я опять утверждаю, что спортивная наука должна рассматриваться, как ответвление медицины, так как все принципы второй должны применяться к первой. В медицине первая задача - это определить, какое химическое вещество должно привести к желаемым физическим результатам. А следующим шагом будет определение количества и частоты приема этого вещества. В бодибилдинге мы то же пытаемся достичь некого физического результата, но не путем приема лекарств, а путем применения тренировочных стимулов, которые объединяются одним названием - высокая интенсивность. Раз мы это выяснили, необходим следующий шаг - узнать, как часто и как много.
Большинство ориентированных на объем бодибилдеров выполняют случайное, по выбору, количество подходов. Наука рекомендует свыше 60 подходов в день шесть-семь раз в неделю. Вы и я знаем, что это приводит к чудовищной перетренированности у людей, не одаренных генетически или не принимающих стероиды. Такой подход к тренингу для них бесполезен. А если не принимать различные фармакологические препараты, ускоряющие восстановление, он даже антипродуктивен.
IM: Когда Вы последний раз плакали?
ММ: (Смеется, затем пауза) Этой ночью, когда смотрел Мэг Райан в фильме, где она играет пилота вертолета, героически погибающего на войне. Ничего не мог с собой поделать.
IM: Вы не любите проявлять эмоции?
ММ: Да нет, у меня никогда не было проблем с этим. Я их особо не афишировал. Вообще, вопрос интересный. Как много эмоций человек должен проявлять? Это даже философский вопрос, который требует времени на обдумывание.
IM: Покойный Дэн Дучейн сказал, что теория высокоинтенсивного тренинга казалась стройной и прекрасной, пока мы не услышали об огромном количестве травм, противовоспалительных препаратов и амфетаминов, которые сопровождают такой тип тренинга. Что Вы об этом думаете?
ММ: Не знаю ни одного тренера или пропагандиста высокоинтенсивного тренинга, который бы предлагал использование амфетаминов или других подобных препаратов. Что касается травм, то это фальсификация. Я тренирую людей уже 11 лет, моими услугами воспользовалось уже около 2000 человек, как в зале, так и по телефону, и только один раз мой клиент получил легкую травму. Он выполнял слишком глубокие отжимания и слегка потянул грудную мышцу. Высокоинтенсивный тренинг - это не пауэрлифтерская программа, где рекомендуется 1-3 или 3-5 повторений в каждом упражнении. Это потребует, конечно, огромных весов и, как следствие, вырастет вероятность получения травмы. Мы же предлагаем выполнять по 6-10 повторений в упражнениях для верха тела и 8-15 - для низа, что требует от мышц низких или средних усилий.