Хотите больше тренироваться? Примите участие в соревнованиях!
Представьте, что вы директор компании, который пытается убедить своих сотрудников тренироваться. Большинство программ стимулирования здорового образа жизни имеют в своем активе множество средств: брошюры, веб-сайты, шагомеры, консультирование, командные игры, программы ”сделай первый шаг”, деньги. Однако до сих пор не ясно, что на самом деле мотивирует людей. Может быть это общественная поддержка? Конкуренция? Работа в команде? Руководство компаний обычно старается использовать каждое средство понемногу. Новое исследование, опубликованное в журнале Preventative Medicine Reports школы Annenberg School for Communication Пенсильванского университета, показало, что все усилия должны фокусироваться на одном направлении: конкуренции. Она мотивирует на тренировки гораздо сильнее, чем дружеская поддержка. Конкуренция скорее направит людей в тренажерный зал.
"Большинство людей думают, что социальных медиа много не бывает, — говорит руководитель исследования Дэймон Кентола, доцент из Penn's Annenberg School и School of Engineering and Applied Sciences. — Наше исследование показывает, что это не так. Когда социальные медиа используются неправильно, усиление общественной поддержки онлайн-программ здоровья приводит к тому, что люди реже выбирают полезные для здоровья типы поведения. Однако правильный подход к работе с социальными медиа может кардинально улучшить физическую форму людей."
В рамках этого исследования Чингвен Чжан, доктор наук, первый автор и недавний выпускник Annenberg, и его коллега Кентола набрали почти 800 выпускников и аспирантов этой же школы для участия в 11-недельной программе тренировок под названием "PennShape". Этот финансируемый из федерального бюджета, общеуниверситетский фитнес-проект, созданный по инициативе Кентолы и Чжан, предоставил студентам Пенсильванского университета возможность принимать участие в еженедельных занятиях в фитнес-центре университета, получать консультации по питанию и тренировочному процессу. Вся работа была организована через специальный веб сайт, созданный исследователями. После завершения программы, студентам, которые показали наибольшую посещаемость тренировок, включавших среди прочих бег, занятия на велотренажерах, йогу и тренировки с отягощениями, были вручены награды. Участники программы не знали, что исследователи разделили их на 4 группы: личного первенства, командного первенства, командной поддержки и контрольную группу. Задача исследования состояла в изучении влияния различных видов социальных сетей на уровень мотивации к тренировкам у участников программы.
В отдельных группах, участники могли видеть анонимные списки лидеров, в которых показывалось количество заработанных ими призов. Награды присуждались в зависимости от посещаемости тренировок. В двух группах участники были разделены на команды. В группе командной поддержки студенты могли общаться в интернете и мотивировать своих соратников к тренировкам, при этом награды присуждались командам, посетившим наибольшее количество занятий. Дополнительно участники группы командного первенства могли видеть турнирную таблицу. Участники контрольной группы могли пользоваться веб-сайтом и посещать любые занятия, но были лишены возможности контактировать через сайт. Награды в этой группе присуждались отдельным студентам, посетившим наибольшее число тренировок.
В подавляющем большинстве случаев, участники с соревновательной мотивацией посещали тренировки на 90 процентов чаще, чем в контрольной группе. Командное и индивидуальное соперничества одинаково мотивировали студентов к тренингу, при этом участники группы командного первенства посетили в среднем 38,5 тренировок в неделю, а личного — 35,7 тренировок. Участники контрольной группы приходили в тренажерный зал гораздо реже, в среднем 20,3 раза в неделю.
Самый большой сюрприз заключался в недельной посещаемости показанной участниками группы командной поддержки: в среднем всего 16,8 раз, что составляет только половину от показателей соревновательных групп. "Представление социального взаимодействия как конкуренции может способствовать созданию позитивных социальных норм для занятий спортом, — говорит Чжан, который теперь занимает должность доцента в Калифорнийском университете в Дейвисе. — Социальная поддержка может сделать людей более зависимыми от одобрения окружающих, что может изменить направленность программы".
“Способ, которым организации используют социальные медиа, может воздействовать на уровень восприимчивости людей к воздействию через интернет”, — утверждает Кентола, эксперт по социальным сетям и распространению информации. “Действия групп поддержки могут приводить к отрицательным результатам, потому что они привлекают внимание к участникам, которые менее активны, что может привести к лавинообразному уменьшению посещаемости”, — говорит Кентола. Он также добавил, что в конкурентной группе, люди, которые тренируются больше всех, привлекают больше внимания. "В таких группах формируются отношения, основанные на целеполагании наиболее активных членов. Эти отношения помогают мотивировать на тренировки, потому что они порождают в людях более высокие ожидания их собственной результативности. Конкуренция способствует усилению социальных процессов, — объясняет Кентола. — В условиях конкурентной борьбы, деятельность каждого человека поднимает планку всем остальным. И наоборот, при социальной поддержке может произойти ослабление мотивации. Если кто-то перестает тренироваться — это является оправданием другим, и ситуация может ухудшиться довольно быстро".
Положительный эффект социальной конкуренции выходит за рамки физической культуры и спорта, приводя к поощрению полезных для здоровья привычек, таких как прием лекарств по назначению врача, контроль сахара в крови, отказ от курения, вакцинация от гриппа, снижение веса и профилактические обследования. Этот эффект также способствует различным видам просоциального поведения, таким как участие в голосованиях, повторное использование отходов и снижение расхода энергии. "Социальные медиа — это мощный инструмент, который может дать людям новые виды социальных взаимодействий прямо в их собственном доме, — говорит Кентола. — Образ жизни изменить очень трудно, но если дать людям в помощь соответствующие социальные инструменты, можно добиться положительных изменений при относительно небольших затратах".