Этикетки продуктов сбивают с толку? Попробуйте «диету без этикеток»!
Кристофер Ваньек
В мае Управление США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов опубликовало уточнённые планы по введению новых этикеток с информацией о пищевой ценности для упакованных продуктов. Это должно помочь американцам лучше следить за своим здоровьем. Неплохо для начала. Самое важное изменение — это то, что теперь на этикетке необходимо указывать количество калорий в расчёте на реалистичную порцию во всём их шокирующем великолепии. К тому же теперь будет легче видеть и понимать, сколько сахара добавлено в такие продукты, как паста-соус и консервированный суп в банках. Его, предположительно, добавляют вместо качественных ингредиентов, чтобы улучшить вкус продуктов.
Сторонники здорового образа жизни буквально восхваляют эти новые правила. Они говорят о том, что такие требования отражают новейшие научные открытия, касающиеся того, как мониторинг потребления сахара и калорий помогает снизить риск ожирения, диабета и других хронических заболеваний. Неудивительно, что многие производители пищевых продуктов отнеслись к нововведению без особого энтузиазма, поскольку новые этикетки неизбежно привлекут внимание к тому, насколько на самом деле вредны для здоровья многие продукты, включая те, которые рекламируются как натуральные и полезные.
Крупные пищевые компании — те, чьи ежегодные продажи составляют более 10 млн долларов — могут обжаловать эти требования до июня 2018 года, но сам факт, что потребность в государственном регулировании информации на этикетках возникла, говорит о том, что наши продукты настолько сомнительны, что им необходимы этикетки. Для сравнения, на пучке брокколи нет никаких этикеток. Это потому, что в брокколи всего один ингредиент — и это брокколи.
Вместо того, чтобы спорить о том, как должна выглядеть информация о пищевой ценности на этикетке и что необходимо знать потребителям, я предлагаю вернуться к продуктам, которым не нужны этикетки — овощам, фруктам, орехам, зерновым, яйцам, рыбе, маслу, кофе и чаю. Если бы мы покупали больше продуктов, состоящих из одного ингредиента, мы были бы гораздо здоровее. Это я и называю «диетой без этикеток».
Сложно сказать, когда именно производители продуктов пошли неверным путём и стали добавлять сахар в такие полезные продукты, как суп. Ни в одном классическом рецепте этого нет. Та же история с паста-соусом. В моём детстве, всего одно поколение назад, паста-соус включал всего пять ингредиентов: томаты, базилик, оливковое масло, чеснок и соль. В самом деле, так его делала моя мама. Она никогда не видела необходимости добавлять туда сахар или какие-то ингредиенты, место которых скорее в химической лаборатории, чем на кухне.
Кроме того, мы закупались в местах, где вообще не продавали продукты с этикетками. Все овощи мы брали у зеленщика в Авеню в двух кварталах от дома. Мясо — у мясника. Рыбу (в тех редких случаях, когда мы её ели) — у рыбника. Хлеб был из итальянской пекарни, тоже в Авеню — всё в пешей доступности от дома, и в этом хлебе тоже было всего четыре ингредиента: мука, вода, дрожжи и соль. На них не было этикеток. Мы просто знали, что мы покупаем.
Да, у нас были и сладости. Например, ванильное мороженое из четырёх ингредиентов: молоко, сливки, сахар и ваниль. Сколько сахара? Сколько жира? Я действительно не знаю. Мы просто не ели его много, потому что это всё-таки мороженое. Если есть слишком много мороженого, толстеешь. Были картофельные чипсы, но они тоже были из трёх ингредиентов: картофель, масло и соль. Они всегда были свежими и вкусными.
Я не помню в своём детстве никакой потребности в этикетках, кроме случаев пищевой аллергии, что тоже встречалось редко. Хлеб и лапша — мучные продукты, которыми человечество питалось тысячелетиями — не создавали проблем с «ядовитым» глютеном, как у некоторых сегодняшних людей.
Помимо более точных данных о калорийности и добавленном сахаре, новая схема добавляет не так уж много новой информации по сравнению с нынешней. Будет убрано требование приводить количество витаминов А и С, поскольку очень немногие американцы испытывают их недостаток. Вместо этого на новых этикетках будет указано количество витамина D. А поскольку витамин D содержится в основном в печени, жирной рыбе и яйцах — уже упомянутых продуктах, не требующих этикеток, — есть вероятность, что производители начнут добавлять в свою продукцию синтетический витамин D просто ради цифр. Польза для здоровья сомнительная.
Уточню: я действительно считаю, что людям необходимо представлять, сколько калорий содержится в упакованных продуктах, но печенье — это печенье, а сухие завтраки — это сухие завтраки. Невозможно скрыть тот факт, что продукты, произведённые на фабриках за сотни и тысячи километров от вашего дома и придуманные учёными с целью продлить их срок годности, уменьшить себестоимость и усилить вкус добавлением ароматизаторов вместо свежих ингредиентов, не могут быть полезны для выживания человечества в долгосрочном периоде.
Пока мы не начнём выбирать необработанные продукты, которые не нуждаются в этикетках, или «диету без этикеток», наше здоровье не станет лучше.