История сахара — продукта, в котором никто не нуждается, но все любят

...

Наверное, ни одно другое вещество не занимает на земле столько места при столь малой полезности для человечества как сахар. Согласно новейшим данным сахарный тростник занимает третье место по ценности среди растительных культур после злаков и риса. Поля тростника занимают 26 942 686 гектаров земли по всему земному шару. Основным результатом этого — помимо коммерческой выгоды — становится глобальный кризис человеческого здоровья, развивающийся на протяжении столетий.

Эпидемия ожирения — как и связанные болезни, в том числе рак, деменция, сердечно-сосудистые заболевания и диабет — уже распространилась везде, где пищевой рынок захватили углеводы на основе сахара. Сейчас стоит сделать шаг назад и взглянуть на историю появления сахара, чтобы понять, каким образом он стал угрозой, нависающей над нашей природой, обществом и здоровьем.

Шаг назад

Человеческая физиология сформировалась в расчёте на рацион, содержащий очень мало сахара и почти не содержащий рафинированных углеводов. Скорее всего, сахар вообще попал на наш стол случайно. Вполне вероятно, что изначально сахарный тростник был кормовой культурой, хотя люди могли его временами жевать. Исследования ископаемых растений и ДНК позволяют предположить, что сахарный тростник родом из Юго-Восточной Азии. Сейчас исследователи ищут подтверждения того, что в древние времена его могли выращивать в Болоте Кука на территории Папуа-Новой Гвинеи, где родственные культуры (таро, бананы) культивировались ещё в 8 000 году до н. э. Распространение тростника по восточному побережью Тихого океана и вокруг Индийского произошло около 3 500 лет назад силами австронезийских и полинезийских мореплавателей.

Первый химически очищенный сахар появился в Индии примерно 2 500 лет назад. Оттуда технология распространилась на восток в сторону Китая и на запад в сторону Персии и раннеисламских государств вплоть до Средиземного моря, которого она достигла к XIII веку. Кипр и Сицилия стали важнейшими центрами производства сахара. В Средние века он считался редкой и дорогостоящей приправой, а не ежедневной добавкой к пище. Впервые выращивать сахарный тростник специально для масштабного производства и торговли рафинированным сахаром начали на острове Мадейра в Атлантическом океане в конце XV века. После этого португальцы первыми обнаружили, что в Бразилии (где к тому моменту установился рабовладельческий плантаторский строй) имеются все условия для разведения сахарных плантаций. Когда незадолго до 1647 года бразильский сахарный тростник вышел на рынок в Карибском бассейне, это привело к быстрому разрастанию отрасли, насытившему сахарное безумие, охватившее Западную Европу.

Работорговля

Этот продукт, в котором никто не нуждался, но хотел каждый, определил направление формирования современного мира. В Бразилии и Карибском бассейне возник огромный спрос на труд, необходимый для ухода за многочисленными сахарными плантациями. Этот спрос удовлетворялся с помощью трансатлантической работорговли, в результате которой около 12 570 000 человек были переправлены из Африки на американские континенты в период между 1501 и 1867. Смертность в каждой переправляемой партии достигала 25%, и тела выбрасывали за борт. И, конечно, для покупки рабов у африканских правителей нужны были товары — медь и бронза, ром, ткань, табак и огнестрельное оружие. Расширение индустриального производства, особенно в Срединной Англии и на Юго-Западе, позволяло получать всё это. Современное банковское и страховое дело уходит корнями в атлантическую экономику XVIII века.

Жизнь рабов на плантациях была тяжёлой. Когда в 1834 году они наконец добились освобождения в Британской Империи, то рабовладельцы, а не рабы получили полную компенсацию убытков. Немалая часть этих денег пошла на постройку викторианской инфраструктуры — железных дорог и фабрик.

Бич наших дней

Во многих отношениях истории сахара и табака очень схожи. Оба продукта изначально производились с помощью рабского труда, и оба поначалу считались полезными для здоровья. И, несмотря на то, что как сахар, так и табак известны с древних времён, только в середине XVII века началось их массовое потребление, которое и привело к тем опасностям для здоровья человечества, которые они несут сейчас.

Идея «индустриальных эпидемий» незаразных болезней, распространяемых мировыми корпорациями с целью прибыли, справедлива для обоих продуктов. И хотя только табак является общепризнаным продуктом, вызывающим привыкание, сахар тоже может вызывать поведенческие реакции, неотличимые от аддикции. Сейчас, в XXI веке, влияние сахара на нашу жизнь сильнее, чем у сравнимых проблем вроде табака или даже алкоголя. Сахар распространён повсеместно – предположительно, он составляет около 20% калорий в рационе современного человека. Он также занимает центральную позицию в мировой экономике и культурном наследии.

Возможно, ещё лучшим сравнением будет зависимость нашей экономики от горючего топлива. Это не просто вредная привычка, это принцип, определяющий наш образ жизни, а также географию и политику территорий, где добывают эти ископаемые. Так же и рост продаж сахара стал ключевым для мировой торговли и социоэкономического развития, повлияв на развитие рабовладельчества, африканской диаспоры и современных культурных норм. Понимание эволюционных и исторических истоков выращивания сахарного тростника может помочь нам объяснить, почему сахар занимает такое место в современной культуре и что можно сделать, чтобы смягчить его пагубное влияние. 

Наукой проблема определена довольно ясно, как и многие другие великие вопросы XXI века вроде климатических изменений.  Для её решения не хватает общественного и политического внимания: увеличения налогов на сахар, надписей, предупреждающих о его вреде для здоровья. В 2013 году сахарные культуры составляли 6,2% общего урожая сельскохозяйственных культур в мире и 9,4% всей его стоимости. Пока сахар остаётся настолько серьёзной частью нашего питания, подобные социоэкономические меры будут нужны, чтобы сделать возможными необходимые изменения.

Источник: theconversation.com/

Метки:

КАК ПИТАТЬСЯ
Правильное питание