Различные виды тренировок по-разному влияют на взаимодействие мозга и мышц
Выносливостные или силовые тренировки не просто готовят спортсмена к различным видам спорта, они также меняют характеристики взаимодействия мозга и мышц.
Результаты исследования, проведенного в университете Канзаса, показали, что взаимодействие мозга и квадрицепсов у участников, практиковавших выносливостные тренировки, такие как бег на длинные дистанции, происходит иначе, чем у тяжелоатлетов и малоподвижных людей. Полученные данные могут помочь определить наиболее подходящий для того или иного человека тип физической активности.
Трент Херда, доцент и спортивный ученый, и Майкл Тревино, аспирант, провели исследование, в ходе которого они измерили скорость мышечной реакции у пяти бегунов на длинные дистанции, у пяти тяжелоатлетов и у пяти людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Исследование было опубликовано в Journal of Sports Sciences and Muscle and Nerve.
Помимо других экспериментальных данных, Херда и Тревино выяснили, что мышечные волокна квадрицепсов спортсменов выносливостных видов спорта быстрее реагируют на нервные импульсы. "Взаимодействие мозга и мышц у них несколько отличается от тяжелоатлетов и малоподвижных людей", - сообщил Херда о выносливостных спортсменах. "Эта информация также означает, что тяжелоатлеты и люди, ведущие малоподвижный образ жизни, быстрее устают по сравнению с выносливостными спортсменами".
В исследовании принимали участие 15 здоровых добровольцев. Выносливостные спортсмены регулярно тренировались не менее трех лет до начала исследования и пробегали в среднем 98 километров в неделю, но не тренировались с отягощениями. Тяжелоатлеты регулярно практиковали тренировки с отягощениями в течение не менее четырех лет до начала исследования. Они тренировались от четырех до восьми часов в неделю и выполняли не менее одного повторения приседания со штангой на плечах с двойным весом собственного тела. Один из них приседал с 1,5 веса тела, но никто не занимался аэробными упражнениями, такими как плавание, бег или езда на велосипеде. Малоподвижные участники не практиковали регулярные занятия спортом в течение трех лет до начала исследования.
На квадрицепсы участников прикрепили механомиографические и электромиографические электродные датчики, и подэкспертные сидя выпрямляли ноги. Ученые измерили субмаксимальные сокращения и полную силу, предлагая участникам выпрямить ноги, затем приложить большее усилие, стараясь выжать от 40 до 70 процентов от максимальной силы. За этим можно было следить в режиме реального времени на экране компьютера.
Хотя происхождение упомянутой разницы во взаимодействии между мозгом и мышцами, связанной с различными видами физической активности, все еще не ясно, полученные данные о скорости реакции мышечных волокон открывают путь к новому этапу изучения нейромеханических различий в функции мышц, их силе и эластичности и других областях, сообщил Херда.
Из этого можно сделать выводы о том, к какому типу физической активности люди наиболее предрасположены. Не утверждая, что один вид спорта предпочтительнее другого, Херда рассказал, что нейромышечная система человеческого организма от природы лучше адаптируется к аэробным упражнениям, чем к силовым. У тяжелоатлетов и людей, ведущих малоподвижный образ жизни, практически отсутствует разница в нейромышечном взаимодействии.