Фокусировка СМИ на идеальной физической форме может повысить удовлетворенность женщин своей фигурой, но… не надолго
Исследование, в котором девушки студенческого возраста пять дней подряд рассматривали фотографии женщин с идеальными фигурами в глянцевых изданиях, показало ошеломляющие результаты: У читательниц значительно возросло чувство удовлетворенности своей собственной фигурой. Однако эффект этим не ограничился. В течение исследования у девушек, в наибольшей степени испытавших чувство удовлетворенности своей фигурой, начали также формироваться различные диетические привычки. К примеру, они могли пропускать приемы пищи или ограничивали потребление углеводов.
Такие результаты наводят на мысль, что образы стройных красавиц из журналов вдохновляют женщин, заставляя их поверить в возможность достижения такого же результата, утверждает соавтор исследования, старший доцент теории коммуникаций в Университете Огайо, Сильвия Ноблох-Вестервик.
“СМИ переполнены фотографиями идеально стройных тел, что пробуждает в читателях желание работать над собой”, - поясняет Ноблох-Вестревик. “К сожалению, эти надежды обречены на провал. Исследование показало, что мотивирующий эффект журналов о красоте и здоровье краткосрочен – женщины могут начать соблюдать диету, однако, рано или поздно, снова ощутив чувство неудовлетворенности собой, бросят ее”.
Полученные результаты опровергают сотни предыдущих исследований, доказывающих, что навязывание подобных стереотипов фигуры со стороны СМИ только вредит представлению женщин о своем весе и комплекции, заявляет Ноблох-Вестервик.
Наше исследование дает более реальные представления о роли СМИ в жизни женщин, утверждает она. В отличие от предшествующих исследований, женщины просматривали не только снимки с изображением идеально стройных тел, но целые страницы с изображениями и статьями. Результаты исследования раскрывают причину того, почему многие девушки испытывают чувство неудовлетворенности собой, глядя на фотографии в журналах о красоте и здоровье, однако все равно продолжают их покупать.
“Журналы привлекают женщин, вселяя в них краткосрочную уверенность в себе, но, кроме того, они формируют несбыточные ожидания. Женщины огорчаются, если не добиваются желаемого результата, и, скорее всего, снова будут искать вдохновения в глянцевых образах”, -считает она.
Соавтором исследования Ноблох-Вестервик стала Джослин Крейн, выпускница Университета Огайо. Их проект был опубликован в онлайн версии журнала Communication Research и в будущем будет опубликован в печатном издании.
Принять участие в 10-дневном исследовании, якобы нацеленном на оценку качества периодических изданий и рекламы, проходившим в онлайн формате, согласилось 140 студенток. Для получения объективных результатов воздействия конечная цель исследования не разглашалась.
В пятницу участницы заполнили опросник, где указали, насколько часто пользуются СМИ, а также свой рост и вес (для расчета индекса массы тела). Чтобы завуалировать истинные интересы исследования, были заданы вопросы об удовлетворенности собственным телом, об удовлетворенности жизнью в целом, включая учебу, работу, финансовое положение и личные отношения. Также участницы отвечали на вопросы касаемо их возраста, расовой принадлежности, наличии автомобиля и на многие другие. Большинство вопросов не имели никакого отношения к ключевым целям исследования, а лишь отвлекали от них участниц. Такой разнообразие вопросов было обосновано возможностью влияния ответов участниц на их оценку просматриваемых журналов и реклам.
На следующей неделе, с понедельника по пятницу, девушки просматривали по 16 журнальных страниц в день, включая статьи и рекламу, отвечая на определенное количество подобных вопросов перед просмотром и после каждой страницы. По истечению пяти сеансов просмотра в следующий понедельник участницы сообщили о степени удовлетворенности своим телом и начале соблюдения диеты или занятий спортом.
Девушки были разделены на три группы. Двум группам показывали журналы с фотографиями идеально сложенных красавиц. Все статьи и снимки были взяты из реальных изданий и фокусировались на физической красоте моделей. В одной из этих двух групп девушек просили сравнить себя с моделями из журналов в подобных формулировках: “Я бы хотела выглядеть так же, как эта женщина”. Второй группе задавались вопросы, не связанные с подобными сравнениями. В свою очередь, третьей группе предлагались образы среднего телосложения и статьи на различные темы, например, кредитование или воспитание здоровых детей.
Одним из наиболее значимых, однако, вполне предсказуемых результатов, является тот факт, что меньше всего в своей жизни участницы исследования довольны своим весом. “Вес для этих девушек стоит на первом месте из более 20 разных аспектов их жизни”, - говорит Ноблх-Вестревик.
Согласно результатам к концу исследования представительницы двух групп, которые пять дней подряд просматривали снимки идеально стройных тел, изменили отношение к своему телу в лучшую сторону. У участниц, которым показывали изображения женщин средней комплекции, изменений замечено не было. За время проекта у участниц, которые просматривали фотографии стройных тел, но не сравнивали себя с моделями, начали формироваться диетические привычки.
Однако любопытнее всего оказалось то, как разошлись результаты в группе, где участницам приходилось сравнивать себя с идеальными образами. Во время исследования у девушек с высоким индексом массы тела (ИМТ), означающим избыток веса, усиленно формировались диетические привычки. Однако с участницами, обладающими низким ИМТ, подобного не произошло. “Возможно, девушки с низким ИМТ не стали путем соблюдения диет стремиться к идеалу, поскольку вполне довольны своим весом”, - предполагает Ноблх-Вестервик.
В целом по словам Ноблох-Вестервик, мы убедились в возможности за короткий срок посредством журналов мотивировать женщин заняться собой. Вопрос лишь в том, какие цели будут преследоваться?
“Было бы здорово, если бы речь шла о том, как заботиться о своем здоровье, правильно питаясь и занимаясь спортом”, - считает она. “Другое дело, когда читателю твердят, что скинуть 4,5 кг за неделю и выглядеть как супермодель проще простого – достаточно лишь потренироваться 5 минут в день. Такие заведомо ложные утверждения лишь вселяют ложные надежды и в итоге приводят к разочарованиям”.
Journal Reference: С. Ноблох-Вествервик, С. Б. Кляйнман. Preelection Selective Exposure: Confirmation Bias Versus Informational Utility. Communication Research, 2011; DOI: 10.1177/0093650211400597