Тормоз для мышечных размеров
Миостатин – это особый протеин, предотвращающий мышечный рост. Вероятно, вы слышали о его эффектах у животных. Быки, родившиеся без гена, производящего миостатин, демонстрируют потрясающие мышцы и дефиницию без особых признаков жира. Когда ученые лишали крыс этого гена, грызуны превращались в маленьких бодибилдеров, по показателям мышечной массы в два-три раза превосходящих своих сородичей.
В крови миостатин связывается с активин 2-В рецептором. Этот процесс может блокироваться follistatin-like related gene protein (FLRG), но если этого не происходит, миостатин связывается с активин-рецептором и инициирует серию процессов, блокирующих мышечный рост. Одна из главных теорий утверждает, что миостатин подавляет процесс деления мышечных сателлитных клеток, которые участвуют в ремонте мышц и их росте после интенсивных упражнений.
В обеспечении своих катаболических эффектов миостатин работает в тандеме с кортизолом. Когда во время и после тренировки кортизол поднимается, то же самое происходит и с миостатином. В этой колонке я уже писал, что тренировки с отягощениями понижают миостатин почти на 40%. Однако в том исследовании ученые использовали только концентрические мышечные сокращения. В ходе одного из последних исследований субъекты выполняли обычные тренировки с концентрическими (подъем веса) и эксцентрическими (опускание веса) движениями. Между тем, это очень важно, потому что эксперименты над животными показали, что эксцентрические повторения – это тот тип движений, который вызывает наибольшие мышечные повреждения и, вероятно, более мощный подъем миостатина после тренировок.
В новом исследовании участвовали 22 молодых, нетренированных мужчины, случайным образом распределенных на тренировавшуюся и нетренировавшуюся группы. Эксперимент длился 12 недель. Субъекты первой группы тренировались три раза в неделю, нагружая только нижнюю часть тела и выполняя жимы ногами, экстензии ног и сгибания ног. Мышечная биопсия и образцы крови отбирались до начала эксперимента, а также на шестой и двенадцатой неделях.
Через 12 недель тренировавшаяся группа показала 32-процентный подъем миостатина mRNA, 53-процентное увеличение мышечного миостатина и 56-процентный подъем миостатина в крови. Однако такой рост сопровождался 127-процентным увеличением миостатин-блокирующего FLRG вместе с 18-процентным снижением плотности активин 2-В рецептора, отражающего подавляющие акции FLRG. Миостатин не оказал негативного эффекта на мышечный рост, выразившийся в 41-процентном росте силы и 67-процентном увеличении содержания мышечных контрактильных протеинов. Объем бедра увеличился на 19%, масса на 28%.
Результаты исследования говорят о том, что, несмотря на способность тренировок с отягощениями (особенно эксцентрических движений) увеличивать уровень миостатина, другие факторы успешно нейтрализуют его блокирующие эффекты на рост мышечной массы и силы. Уровень кортизола у субъектов поднялся на 40% , тем временем как количество мышечных рецепторов глюкокортикоидов (противостоящих кортизолу) возросло на 104%. Таким образом, ни миостатин, ни кортизол не оказали катаболических эффектов на мышцы, потому что каждый из них эффективно подавлялся другими субстанциями, вырабатывающимися в ходе упражнений.
American Journal Sports Medicine, 54: 1000-1007, 2009