Физическая активность и минеральная плотность костной ткани у подростков при недостатке витамина D
Исследования показывают, что влияние физической активности (ФА) на формирование минеральной плотности костной ткани является превалирующим над другими факторами окружающей среды, однако еще никто не занимался изучением независимой связи между ФА и концентрацией витамина D в организме.
Несмотря на доступность и простоту методов лечения, уровень заболеваемости и количество смертельных исходов от остеопороза и связанных с ним заболеваниями, а также затраты на медицинское обслуживание, неуклонно растут. Важной профилактической мерой для снижения риска заболевания остеопорозом является набор максимально возможной массы костей к периоду полового созревания. Молодость является критическим периодом для наращивания костной массы, и максимальный уровень накопления кальция в костях у девушек приходится на возраст от 10 до 15 лет.
Несмотря на то, что в большинстве случаев пиковая костная масса определяется генетически, некоторые биологические факторы и факторы окружающей среды могут также влиять на прирост костной ткани. У здоровых индивидуумов наибольшее влияние оказывают пол, количество эстрогенных гормонов, курение/некурение табака, количество кальция в организме и потребление витамина D, национальность/расовая принадлежность, время пребывания на солнце и физическая активность. ФА, особенно упражнения с отягощениями и прыжки со спортивными снарядами, может давать хороший прирост костной массы у детей и подростков. В некоторых научных работах предполагается, что для набора костной массы ФА имеет преимущества над другими основными факторами окружающей среды.
Помимо этого на приросте костной ткани благоприятно сказывается сочетание ФА и потребление продуктов, содержащих кальций. В то время как витамин D является еще одним ключевым фактором в метаболизме костной ткани, его взаимосвязь с ФА и приростом костной массы пока не изучена. Целью одного исследования было - определить взаимосвязь ФА и минеральной плотности костной ткани (МПК) у девочек-подростков. Определялось взаимодействие объема физической активности, витамина D и МПК.
В исследовании принимали участие 166 юных балерин и девочек, ведущих малоподвижный образ жизни. Они были разделены на группы по уровню сыворотки 25(OH)D. Рацион питания, ФА и периодичность менструальный циклов выявлялось путем опроса; МПК измерялась в трех местах путем двойной энергетической рентгеновской абсорптиометрии.
Что касается тертильной группы 25(OH)D, то на нее не оказывали влияние средний возраст участниц, их рост, ФА, уровень кальция и потребление энергии, МПК и количество паратиреоидного гормона. ФА положительно влияла на минеральную плотность костей у участниц эксперимента с недостатком витамина D. Проведенный многоаспектный регрессивный анализ таких параметров, как возраст, индекс массы тела, уровень паратиреоидного гормона и маркеры обмена костной ткани показал, что общая минеральная плотность костей организма в целом, и конкретно, плотность шейки бедра, а также поясничного отдела позвоночника положительно соотносятся с уровнем физической активности субъекта при коэффициенте регpессии, возрастающем со снижением количества витамина D по всем группам.
Выводы. Спорт положительно сказывается на плотности костей у девочек-подростков с недостатком витамина D, причем значение физической активности возрастает по мере по мере снижения уровня этого витамина в сыворотке.
По результатам этого исследования можно предположить, что ФА, возможно, противодействует вредному воздействию значительного дефицита витамина D на набор костной массы.
Medicine & Science in Sports & Exercise: April 2010 - Volume 42 - Issue 4 - pp 646-650