Меньше спим – больше едим
Недостаток сна не только увеличивает риски, связанные с ожирением, он увеличивает риск самого ожирения. Целый ряд исследований это уже давно продемонстрировал. Хроническое недосыпание связано с развитием Метаболического Синдрома, куда входят негативные изменения здоровья сердечнососудистой системы и чувствительности инсулина, а также гормональные изменения, способствующие сохранению жиров.
Существует ли обратная связь между нехваткой сна и снижением веса, которая охватывает более широкое поле, чем метаболические и гормональные изменения? Может ли увеличение времени бодрствования быть связанным с изменением гастрономических привычек?
Изучение эффектов ограничения времени сна на образ питания подтвердило то, что многие уже подозревали, - люди, которые спят меньше, менее подвижны в течение этих дополнительных часов бодрствования и чаще перекусывают за этот период. Доктор Неделчива (Nedeltchiva) с коллегами из университета Чикаго пригласили одиннадцать добровольцев нормального веса, которые согласились провести под непрерывным медицинским наблюдением по 14 дней при двух разных условиях существования.
Пять женщин и шесть мужчин были совершенно здоровы, не стремились к снижению веса и не тренировались. В течение эксперимента они вели привычный для себя образ жизни – отдыхали, читали, пользовались Интернетом и так далее, питаясь так, как это делали обычно, без ограничений. Им не было позволено выходить из-под наблюдения ученых более чем на 30 минут в день. Перед началом каждого из этих двухнедельных «отпусков» ученые замерили у участников суточные энергозатраты, общее потребление калорий и уровни регулирующих аппетит гормонов лептина и грелина.
Единственное различие между этими 14-дневными периодами заключалось в количестве ночного сна. Днем никто не спал, но в первой сессии субъекты спали восемь с половиной часов ежедневно, а во второй – пять с половиной часов.
Удивительно, но ученые не обнаружили особых различий в общих энергозатратах, даже, когда люди спали больше на три часа. Это говорит о том, что в терминах энергозатрат совершенно все равно, спите ли вы или просто лежите на диване. Показатели аппетит-регулирующих гормонов лептина и грелина также оказались почти одинаковыми, хотя тут важно учесть, что калорийность питания добровольцев не была ограничена, поэтому они никогда не испытывали чувства голода.
Главным отличием между двумя периодами эксперимента оказалось количество калорий, которое потреблялось не во время обедов и ужинов, а во время перекусываний между ними. После пяти с половиной часов сна участники эксперимента больше потребляли калорий во время перекусываний, причем налегали именно на углеводы. Наибольший аппетит у них развивался в период между семью часами вечера и семью часами утра. Похоже, доступность и соблазн что-нибудь перекусить являются одним из главных факторов, определяющих успех любой диеты.
Что же касается энергозатрат и энергопотребления, то в среднем при восьмичасовом сне субъекты потребляли 1000 избыточных калорий, а при пятичасовом – 1173.
American Journal of Clinical Nutrition, 2009, January, 89(1):126,