Может ли мозг приказывать телу сжигать больше подкожного жира?

Результаты одного научного исследования, опубликованного в журнале Cell, демонстрируют новые свидетельства того, как человеческий мозг регулирует уровень подкожного жира, что в свою очередь может привести к разработке более эффективных способов жиросжигания и профилактики ожирения путем конверсии белого жира в коричневый.

В ходе исследования ученые Университета Монаша обнаружили новый молекулярный механизм, который зависит от работы двух гормонов – лептина, подавителя аппетита, вырабатываемого жировыми клетками, и инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой в ответ на повышение концентрации глюкозы в крови. Данная научная работа демонстрирует, что два этих гормона согласованно влияют на группы нейронов головного мозга с целью стимуляции жиросжигания через нервную систему.

Ведущий автор исследования профессор Тони Тиганис (Tony Tiganis), научный сотрудник Кафедры Биохимии и Молекулярной Биологии, говорит, что открытие такого взаимодействия двух гормонов может пригодиться в разработке новых методов сжигания избыточного жира.

«Эти гормоны обеспечивают мозг полноценной картиной концентрации жира в организме. В частности, поскольку лептин вырабатывается жировыми клетками, то его уровень соответствует уровню жировых запасов, то есть, чем больше жира, тем выше концентрация лептина. А вот инсулин в свою очередь обеспечивает мозг информацией о будущих жировых запасах, поскольку уровень глюкозы повышается во время приема пищи», – говорит профессор Тиганис.

У взрослого человека подкожный жир, как правило, запасается в адипоцитах, специальных клетках, содержащих белый жир. Однако в области плеч и шеи есть и другая форма подкожного жира, состоящая из коричневых адипоцитов. При этом вместо того чтобы запасать, эти клетки, наоборот, способны сжигать подкожный жир.

Ученые обнаружили, что лептин и инсулин взаимодействуют с нейронами проопиомеланокортина в гипоталамусе, вынуждая их посылать сигналы через нервную систему о необходимости конверсии белого жира в коричневый, что и приводит к сжиганию избыточного жира. В ходе эксперимента ученым удалось продемонстрировать, что этот процесс регулируется в этих нейронах с помощью ферментов, называемых фосфатазами, ослабляющими действие каждого из гормонов. При уменьшении уровня этих ингибиторов, вышеописанная конверсия и жиросжигание усиливаются. Профессор Тиганис утверждает, что обычно этот фундаментальный процесс служит поддержанию массы тела, однако, он нарушается в случае ожирения, вызванного неправильным питанием.

«Полученные результаты позволяют нам предполагать, что целенаправленное воздействие на эти два фермента будет способствовать снижению веса. Конверсия белого жира в коричневый является новым и очень интересным подходом к выработке соединений, помогающих в снижении веса. Однако данная задача непроста, и прежде чем удастся разработать потенциальную терапию, нужно еще много поработать», – заявляет профессор Тиганис.

Источник: www.monash.edu.au/