Бактерии в вине могут улучшать здоровье

Согласно новому научному исследованию, бактерии в вине могут оказаться полезными для здоровья. В ходе данного эксперимента испанские ученые обнаружили в вине 11 штаммов бактерий, включая Лактобациллу, которая помимо этого содержится в йогурте, а также Oenococcus и Pediococcus, связанные с процессом виноделия.

«До сегодняшнего дня многие исследования демонстрировали, что наиболее эффективной для получения пробиотиков пищей являются молочные ферментированные продуты, поэтому пробиотические свойства содержащейся в вине Лактобациллы практически не изучались», – отмечает автор исследования Долорес Гонзалез де Льяно (Dolores Gonzalez de Llano) из Мадридского Автономного Университета в Испании.

Однако «сегодня, в условиях увеличения числа людей, страдающих непереносимостью лактозы, а также ввиду неблагоприятных эффектов холестерина, присутствующего в ферментированных молочных продуктах, нам необходимы новые немолочные пробиотики», – заявляет она.

Пробиотики – это живые организмы, способные обеспечить положительные для здоровья эффекты при их адекватном потреблении, говорит Гонзалез де Льяно. Потребление пробиотиков может быть особенно полезным для поддержания здоровой популяции кишечных бактерий и функции кишечника, отмечает она, добавляя, что по некоторым свидетельствам пробиотики также могут обладать противораковыми и снижающими уровень холестерина свойствами.

В ходе данного исследования ученые изучили способность содержащихся в вине бактерий выживать в условиях, схожих со средой желудочно-кишечной системы человека, поскольку для того, чтобы обеспечить свой эффект, любым пищевым бактериям нужно уметь выживать во враждебных условиях желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, ученые пытались определить выживут ли винные бактерии в симулированном желудочном соке, желчи и способном разрушать стенки бактериальных клеток ферменте под названием лизоцим, которым богата человеческая слюна.

Было установлено, что данные бактерии действительно способны выжить в таких условиях, причем их выживаемость оказалась подобна или даже выше, чем у некоторых известных благоприятных для человеческого здоровья штаммов.

Помимо этого также была проанализирована степень прилипания винных бактерий к стенкам человеческого кишечника на выращенных в чашке Петри клетках. В результате было обнаружено, что данные бактерии действительно прилипали, поэтому ученые выдвинули предположение, что эти штаммы «могут обеспечивать положительные эффекты, например, вытеснять патогены» или вредные бактерии из кишечника.

В частности «великолепную» способность к прилипанию к стенкам кишечника и активность в отношении кишечной палочки продемонстрировал один из штаммов под названием P. pentosaceus CIAL-86, отмечают ученые.

Пробиотические свойства этих молочно-кислых бактерий, обнаруженных в вине, подобны эффектам пробиотиков других продуктов, например, молочных, таких как сквашенное молоко, йогурт и сухая колбаса, а также продуктов растительного происхождения, таких как квашеная капуста, оливки, фрукты, злаки, мясо и рыба, утверждает Гонзалез де Льяно.

Между тем, полученные результаты вовсе не означают, что пара бокалов вина в день обеспечит такие же положительные для здоровья эффекты, как потребление йогурта, говорит она.

Даже несмотря на то, что умеренное потребление вина, – два бокала в день, по мнению Гонзалез де Льяно, – потенциально может оказывать определенные положительные для здоровья эффекты, само вино не может обеспечить адекватный объем пробиотиков для того, чтобы оказывать пользу, поскольку многие бактерии погибают при сульфатировании, процессе, который используется для стабилизации вина, добавляет она. (Сульфатирование представляет собой включение сульфитов, то есть, консервантов, часто используемых в производстве вина.)

Тем не менее, данные пробиотики «могут быть изолированы с целью создания отдельного коммерческого продукта или их включения в функциональные продукты питания», отмечает она.

Исследование было опубликовано в журнале Food Microbiology.