Выложись и уходи
Майк Ментзер
Гуру высокоинтенсивного тренинга Майк Ментзер говорит: «Выложись без остатка и уходи из зала, если хочешь расти»
IRONMAN: Давайте начнем с наиболее общей информации. Где Вы родились и как пришли в бодибилдинг?
Майк Ментзер: Я родился в немецком городке под Филадельфией в Пенсильвании. Через пару лет мы переехали на 60 миль западнее, в Ефрат. Это был маленький фермерский городок, в том же штате. Мой отец был физически очень активным, любил спорт, поэтому в школе я занимался плаванием, велосипедным спортом, футболом, баскетболом и пляжным баскетболом, а также бейсболом. Особенно успешным было плавание. Однажды, наблюдая за мной в бассейне, один человек сказал: «А почему бы тебе не прийти завтра и не выступить с командой?» Так я и сделал - и в итоге победил местного чемпиона в плавании вольным стилем. Он был очень зол. После двух недель плавательных тренировок, которые как будто были специально нацелены на перетренированность и состояли из 25 дорожек вольным стилем, 25 - с работой только руками, и 25 - только ногами, я решил, что этот спорт не для меня. В то время у меня даже не было словарика, чтобы полностью понять, что происходит. Мне просто не понравилось все время быть уставшим. Я бросил плавание.
Как-то с матерью я был в продуктовом магазине, и мое внимание привлекла фотография бодибилдера на обложке журнала. Я сразу же влюбился в бодибилдинг. Мне было 11, и с тех пор я живу этим видом спорта -как участник соревнований, наблюдатель, тренер.
IM : Как Вы начали тренироваться в 11 лет?
ММ : Я начал заниматься по программе, приложенной к набору отягощений Billard, очень популярному тогда. Предлагалось тренироваться три раза в неделю, выполняя 10 упражнений за тренировку. Начальный успех был очень хороший. Затем отец представил меня своему знакомому пауэрлифтеру, который тренировался по соседству. Так я и ходил на тренировки три раза в неделю вместе с ним, что было великолепно, так как я получил базовые знания, как тяжелоатлетические (жим, рывок и толчок), так и пауэрлифтерские. Я уверен, что в этот период была заложена основа моего будущего телосложения. Я работал в базовых движениях, таких как рывок или толчок, и даже выполнял частичные повторения в приседаниях и мертвой тяге в силовой раме, что, как я позже понял, было ошибкой. Как-то с Кэйси Ваятором (Casey Viator) мы делали приседания на четверть с 530 кг.
IM : Ничего себе! И как часто вы это делали?
ММ : Только однажды, но я запомнил этот момент на всю жизнь. Когда я снял вес, то уже понимал, что сделал ошибку. У меня было стойкое ощущение, что если я сдвинусь еще чуть-чуть в любом направлении, моя спина лопнет и разлетится по залу. Я очень осторожно поставил гриф обратно и поклялся себе, что никогда не буду делать тяжелых частичных повторений. Но я продолжал делать их с более легкими весами, в итоге получил пожизненную травму позвоночника.
Совет всем молодым читателям IRONMAN, да и более старшим тоже - держитесь подальше от тяжелых частичных повторений! Вы может быть и не получите травму во время тренинга, но незаметно для вас происходят изнашивания и разрывы тканей под воздействием огромного стресса на кости, связки и сухожилия, особенно в области позвоночника. Каждый бодибилдер, которого я знал, имел те или иные проблемы со спиной.
Иногда мне говорят о Power Factor Training. Меня уверяют, что мощностной фактор вполне согласуется с моими высокоинтенсивными принципами Heavy Duty, поэтому я и пишу такое предисловие. Я считаю, что бодибилдеры должны практиковать высокоинтенсивный тренинг с полной амплитудой движения, используя умеренные веса, 6-10 повторений для верха тела и 8-15 или более - для низа. Это программа для бодибилдера, а не для пауэрлифтера. Последним необходим высокоинтенсивный с большими усилиями тренинг. Это 1-3 или 3-5 повторений. Нагрузка на суставы и соединительные волокна колоссальна.
Высокоинтенсивная, но с низкими усилиями, программа гораздо безопаснее. За те многие годы, что я тренирую людей, травм не было, а работали они у меня очень тяжело. Мои клиенты выполняли движения в строгой форме, медленно и с полной амплитудой, что повышало безопасность и эффективность упражнений.
IM : Сколько Вы весили сначала и сколько набрали мышц?
ММ : В 11 лет я весил 44 кг. Мой брат Рэй выглядел гораздо более мезоморфным, телосложение у него было прекрасным. Я тоже был не экстремальным эктоморфом, хотя и близко к этому. Но прогресс был стремительным. К 15 годам я выглядел как довольно высокого уровня бодибилдер. Тогда я и сделал еще одну ошибку - забросил брошюру от Billard и начал читать вейдеровские журналы.
Одно время я тренировался по три часа в день шесть дней в неделю, то есть по типичному высокообъемному принципу. Восемь месяцев прогресса не было вообще, и я морально очень страдал, считая, что не выкладываюсь, как надо. Я перешел на 4-часовые тренировки, наивно веря, что больше - значит лучше. Тогда я не понимал ошибочности этого подхода. Я работал в Военно-Воздушных Силах, плюс к этому на полставки еще и местным доктором, а также пытался как можно чаще видеться со своей подружкой, что не очень-то удавалось. Я все время был хронически переутомлен и засыпал на занятиях в колледже.
В это время, в возрасте 19 лет, я впервые выступил на Мистер Америка в 1971 году в Йорке, Пенсильвания. Кэйси Ваятор был признан сенсацией года вместе с Арнольдом, но так как он был моложе, то и внимания ему было больше.
Кейси тогда выиграл и был самым молодым Мистером Америка, ему было 19. Фактически, Арнольд проделал весь этот путь из Калифорнии, чтобы посмотреть на новоявленную звезду. Помню, я увидел его за сценой, подошел, положил руку ему на плечо и сказал: «Знаешь ли, когда-нибудь я у тебя выиграю». Конечно, он и понятия не имел, кто я такой. (Смеется). Через несколько лет я вышел и действительно одержал победу над ним (несмотря на то, каким было решение судей).
IM : Я видел пленку с записью - мы вернемся к этому позже. Сколько Вам было лет, когда Вы начали принимать стероиды, и что именно принимали?
ММ : Мне было 19, и я принимал 1 или 2 таблетки Дианабола в день. Это давало заметный эффект, я рос гораздо быстрее, чем обычно. Я принимал препараты с перерывами, в отличие от тех, кто, как сядет на стероиды, так и не слезает, даже закончив выступать на соревнованиях. Самый большой стероидный период длился 3 месяца. Обычно это было два раза в год - зимой и перед соревнованиями. За день или неделю перед выступлением я заканчивал курс и оставался без химии, по крайней мере, несколько месяцев. Я слышал о людях, тратящих по 50-70 тысяч долларов на огромные количества даже не стероидов, а гормона роста, инсулина или других препаратов. У меня не было времени, чтобы научиться хотя бы правильно произносить их названия! Я потратил не больше, чем 200-300 долларов на стероиды, так же, как Арнольд и другие мои современники. Нынешние профи за эти деньги получают скорее то, что выглядит как болезненное состояние, чем физически развитая фигура.