Вес и уровень активности влияют на развитие мышления у детей

...

Согласно недавнему исследованию, и вес, и физическая активность влияют на способность ребёнка усваивать и использовать знания. «В исследовании впервые поднимается вопрос о том, только ли физическое развитие оказывает воздействие на умственные способности ребёнка», — объясняет доктор Катрин Дэвис, клинический психолог из Georgia Prevention Institute при Medical College of Georgia в Georgia Regents University. «Мы обнаружили, что важен как вес, так и уровень физической активности».

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Pediatric Exercise Science, стройные и активные дети получали лучшие результаты в тестах на определение познавательных способностей по сравнению с малоактивными (как стройными, так и страдающими от лишнего веса). Также в нём впервые появляются доказательства того, что вес, вне зависимости от уровня физической активности, тоже имеет значение.

В эксперименте участвовали 45 детей в возрасте 7-11 лет, имеющих нормальный вес, 24 из них вели активный образ жизни, а 21 были малоактивны. «Физически активными» называли детей, которые организованно занимались спортом (плаванием, гимнастикой, футболом, танцами) более часа в неделю. Дети сами отчитывались о своей физической активности, а взрослые подтверждали сказанное ими. Также были исследованы 45 малоактивных детей, страдающих лишним весом. Демографические данные в обеих группах были очень схожи, половой и расовый состав совпадал полностью, и очень близки были показатели по другим факторам — семейное положение родителей, уровень образования и возраст детей. Таким образом, социоэкономический статус не мог стать причиной различий в результатах.

Как и предполагали учёные, у 24 физически активных детей с нормальным весом был более низкий индекс массы тела (ИМТ), меньшее количество жира в организме и более низкая частота сердцебиения по сравнению с малоактивными и имеющими лишний вес. Преимущества этой группы сохранялись и в оценке когнитивных способностей. Например, по сравнению с малоактивными детьми с лишним весом в группе активных детей показатели планирования (использование знаний, выработка выводов и стратегии) оказались лучше на девять баллов, а показатели внимания — на восемь.

Вес как независимый фактор при сравнении разных групп малоактивных детей был связан с ещё большими различиями в вопросах концентрации внимания — дети с нормальным весом прошли тесты лучше на 12 баллов. «Такие цифры — это разница между средними когнитивными функциями и верхним пределом нормы», — объясняет Дэвис. Более худые малоактивные дети показали лучшие результаты как по показателям внимания, так и по общему когнитивному развитию по сравнению со своими более массивными ровесниками.

Тем не менее, сравнение более и менее активных детей со здоровым весом показало, что активность создавала преимущества и сама по себе — активные дети получали лучшие баллы по большинству видов когнитивных функций. Например, по умению планировать перевес был в 11 баллов, а по вниманию — в семь. «Активность создавала различия даже среди детей с нормальным весом. Это доказывает, что физическая активность влияет на работу мозга», — объясняет Дэвис. «Хорошая новость в том, что дети с помощью родителей и школ могут успеть изменить свой образ жизни, что повлияет на динамику их веса», — добавляет она. «Эти дети ещё продолжают расти. Если они исключат „пустые” калории из рациона и усилят физическую активность, то смогут восстановить нормальный вес».

Продолжительные исследования того, как физическая активность влияет на развитие детей с избыточным весом, привели к удивительным выводам о том, что вес сам по себе может быть связан с когнитивными функциями, как отдельный фактор, хотя пока неизвестно, как именно и почему. «Причиной могут быть воспаления, гормоны, или то и другое, или что-то третье», — говорит Дэвис. Она также замечает, что, хотя предметом исследования был вес, кажется вероятным, что на самом деле роль играет процент жировой ткани в организме. У исследуемых детей с избыточным весом было много лишнего жира; их вес не был следствием, например, развитой мышечной массы. В будущих исследованиях планируется также рассмотреть активных детей с избыточным весом, чтобы проверить, влияет ли физическая активность на их показатели так же сильно, как у их ровесников с нормальным весом, и узнать больше о связи веса и физической активности с психическим развитием у детей.

Как избыточный вес, так и недостаточная активность независимо друг от друга связаны со снижением когнитивных способностей у детей. В 2011 году Дэвис опубликовала в журнале Health Psychology исследование, показавшее, что регулярные упражнения развивают у прежде малоактивных детей с избыточным весом умение думать, планировать, и даже математические способности. У тех, кто делал упражнения по 40 минут после школы, улучшения были даже более заметны, чем у тех, кто был активен около 20 минут в день. Это исследование также использовало систему тестов на определение когнитивных способностей и помимо них функциональную магнитно-резонансную томографию, которая показала усиление мозговой активности в зоне префронтальной коры у тех, кто делал упражнения. Эта зона в мозге отвечает за сложную мыслительную деятельность, принятие решений и правильное социальное поведение. Более позднее исследование, сравнивавшее две программы режима дня после школы — активную и сидячую, — также показало лучшее развитие умственных способностей в группе детей, которые тренировались.

Источник: www.mcghealth.org/

Метки:

ЗАМЕТКИ, ОЧЕРКИ, ФОТО
Здоровье