Умные люди живут дольше — и вот почему

Более умные люди обычно живут дольше, чем те, кому меньше повезло с интеллектом. Недавнее исследование указывает на причины этого: всё (точнее, почти всё) дело в генетике.

Примерно на 95% связь между интеллектом и продолжительностью жизни объясняется влиянием генетики на то и другое, как сообщили исследователи 26 июля в International Journal of Epidemiology. Некоторые ограничения в исследовании были вызваны тем фактом, что большинство испытуемых проходили тесты на уровень интеллекта в среднем возрасте, а не в молодости. К этому времени в результатах тестов IQ могли появиться отклонения, связанные с возрастным ослаблением когнитивных способностей.

Несмотря на это, по словам исследователей, результаты показывают, что более умные люди живут дольше не только потому, что выбирают более здоровый образ жизни или зарабатывают больше денег, что позволяет им получать лучшую медицинскую помощь. Скорее причины их долгожительства в том, что их генетическое строение предполагает одновременно высокий уровень интеллекта и долгую жизнь. «Мы обнаружили, что небольшая связь между умом и продолжительностью жизни — почти полностью следствие генетики», — говорит исследователь Розалинда Арден, научный сотрудник из the London School of Economics and Political Science.

Мозг и продолжительность жизни

Большие и маленькие исследования обнаруживали связь ума с вероятностью дожить до пожилого возраста. Например, исследование рождённых в Шотландии людей, опубликованное в 2001 году в British Medical Journal, обнаружило, что чем выше были результаты тестов IQ у людей в возрасте 11 лет, тем больше были их шансы дожить до 76. В 2007 году, согласно статье в Journal of Health Economics, было обнаружено, что нобелевские лауреаты жили немного дольше, чем прочие претендовавшие на премию. Исследователи тогда сделали вывод, что призовые деньги не были причиной более долгой жизни лауреатов, но ею могло стать повышение социального статуса.

Было проверено несколько причин, которые могли бы объяснить позитивное влияние интеллекта на продолжительность жизни. По словам Арден, среди них были: более здоровый образ жизни умных людей, более безопасные работы, лучшие семьи, — все эти факторы ассоциируются с большей продолжительностью жизни. Либо у более умных людей просто могли быть лучшие гены в целом, определяющие одновременно большие интеллектуальные способности и большую продолжительность жизни.

Арден и её коллеги предположили, что поиску ответа на этот вопрос могло бы помочь исследование близнецов. У однояйцевых близнецов ДНК совпадает на 100%, у разнояйцевых — только наполовину. Если продолжительность жизни зависит в основном от окружающей среды, то из двух однояйцевых близнецов тот или та, кто умнее, проживёт дольше, чем его/её брат или сестра в связи с лучшими решениями, работой и прочими внешними факторами.

Если же, напротив, долгожительство предопределено генетически, то продолжительность жизни более умного из двух однояйцевых близнецов не будет заметно больше, чем у второго. Их одинаковые гены возьмут верх и будут влиять на продолжительность жизни одинаково. В то же время, если долголетие определяется генами, то в паре разнояйцевых близнецов более умный будет жить значительно дольше, чем его/её брат или сестра, поскольку предположительно ему или ей достались гены, кодирующие одновременно высокий уровень интеллекта и долголетие.

Исследование близнецов

Арден и её коллеги проанализировали данные трёх долгосрочных исследований близнецов. Все эти исследования касались пар, в которых хотя бы один из братьев или сестёр уже погиб. В первом исследовании наблюдались 377 пар близнецов-мужчин из Америки, ветеранов Второй Мировой Войны. Второе включало 246 пар близнецов из Швеции, в третьем участвовали 784 пары из Дании.

Было обнаружено, что обычно более умный близнец в каждой паре живёт дольше, вне зависимости от того, были это однояйцевые или разнояйцевые близнецы. Но разница в продолжительности жизни у разнояйцевых была гораздо больше, что указывает на то, что основной причиной различий в продолжительности жизни являются гены. Было обнаружено, что статистически выбор образа жизни может объяснить всего около 5% связи между уровнем интеллекта и долголетием. Всё остальное определяется генетикой.

В других исследованиях была обнаружена связь между генами, препятствующими развитию изжоги, и большей продолжительностью жизни. Однако Арден предупреждает, что к полученным ими результатам следует относиться с долей скептицизма. Поскольку большинство участников присоединились к эксперименту уже в среднем возрасте, исследование не могло учесть более ранние смерти. Тесты на уровень интеллекта были проведены тогда же, что означает, что возрастное снижение когнитивных способностей уже могло повлиять на их результаты.

«Мне и моим коллегам кажется, что это действительно интересное исследование и интересные первые результаты, но нам хотелось бы иметь больше данных для их подтверждения», — говорит Арден. Она считает, что, в частности, стоит провести схожее исследование на собаках или мышах, поскольку животные не делают сомнительных выборов касательно образа жизни, которые могут спутывать результаты наблюдений за продолжительностью жизни у людей. «Редкая собака или мышь будет напиваться или курить траву», — говорит Арден. — «Большинство из них даже сигарет не курят».

Оставляя в стороне животных с их здоровым образом жизни, — не нужно паниковать, если ваш ребёнок не сдаёт школьные экзамены лучше всех. По словам Арден, связь между уровнем интеллекта и продолжительностью жизни довольно слабая. Если вы хотите жить дольше, то бесполезно беспокоиться о генетике — важнее правильно питаться, заниматься физическими упражнениями, отказаться от курения и алкоголя. «То, что мы обнаружили, никоим образом не противоречит старым добрым советам о том, как лучше жить, которые могла вам дать ещё ваша бабушка», — говорит Арден.

Источник: www.livescience.com