Работа в ночную смену повышает риск ожирения

Согласно новому исследованию, проведенному в Университете штата Колорадо, люди, работающие в ночную смену, сжигают меньше энергии в сутки по сравнению с теми, кто работает по нормальному графику, что увеличивает риск увеличения веса и ожирения. Ученые и ранее знали, что люди, работающие и питающиеся по ночам, в то время когда организм биологически настроен на сон, склонны к набору веса. Однако до сих пор точные причины не были ясны.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, приняло участи четырнадцать здоровых взрослых людей, которые в течение шести дней находились под наблюдением в Центре клинических и трансляционных исследований больницы Университета Колорадо (University of Colorado Hospital's Clinical and Translational Research Center). В течение первых двух дней участники жили по своему обычному графику – спали ночью, а бодрствовали в течение дня. Затем их перевели на трехдневную сменную работу, и их привычный уклад жизни изменился.

"Когда люди живут по сменному графику работы, их ежедневный расход энергии снижается и даже несмотря на сокращение количества пищи, такой ритм жизни сам по себе может привести к увеличению веса", - говорит Кеннет Райт (Kenneth Wright), директор лаборатории CU-Boulder's Sleep and Chronobiology Laboratory и руководитель исследования.

В ходе эксперимента за питанием участников тщательно следили – они получали такое количество пищи, которого им было достаточно для поддержания своего текущего веса. Когда участники перешли на сменный график работы, время приема пищи изменилось, но общее количество калорий осталось тем же. Также подэкспертные должны были спать по восемь часов, независимо днем или ночью.

Исследователи обнаружили что, когда участники перешли на сменный график работы, общее количество расходуемой за сутки энергии снизилось. Райт считает, что это связано с несоответствием между деятельностью человека и его биологическими часами. В значительной степени на циркадные ритмы человека влияет солнечный свет, поэтому эволюционно мы формировались таким образом, чтобы питаться и бодрствовать в дневное время, а спать – с приходом ночи.

С течением времени циркадные ритмы могут меняться под воздействием искусственного освещения, если при этом не выходить на солнечный свет. Но особенности сменной работы, при которой в выходные люди, как правило, активны в дневное время суток, мешают их биологическим часам подстроиться под работу.

"Сменный график идет вразрез с фундаментальной биологией организма", - говорит Райт, который также является адъюнкт-профессором интегративной физиологии. - "Сменная работа требует, чтобы наш биологический день проходил в ночное время, а биологическая ночь – в дневное. Этого крайне сложно достичь, поскольку солнце оказывает на нас огромное влияние. Мы можем немного изменить свои ритмы, но когда наступают выходные, все возвращается обратно. Те, кто работает посменно, никогда не адаптируются".

Исследователи были удивлены, обнаружив, что участники эксперимента сжигали больше калорий, когда спали днем. Пока не ясно, почему так происходит, но Райт предположил, что это может быть связано с дополнительным сжиганием жира в переходный день с выходных к ночной смене.

В этот день работники спят после обеда, чтобы подготовиться к первой ночной смене, но в целом они бодрствуют больше часов, чем обычно, и поэтому тратят больше энергии. Жиросжигание может быть связано с потребностью в дополнительной энергии.

Учёный отмечает что, чтобы определить, на самом ли деле у работников со сменным графиком сжигается жир, при условии того, что их питание никто не контролирует, необходимы дальнейшие исследования. Например, работник может съедать больше калорий в переходный день – вариант, недоступный участникам исследования – что снижает необходимость сжигания жира для энергии. Тем не менее, полученные результаты свидетельствуют о том, что сменный график работы может влиять не только на набор лишнего веса, но и на изменение соотношения жировой и мышечной массы в организме.

Райт предупреждает, что, несмотря на то, что в начале исследования участники сожгли больше жира, в целом это не приведет к потере веса, так как расход энергии в течение трех дней сменной работы был снижен. Также ученый говорит, что прежде чем давать конкретные рекомендации по улучшению здоровья работников сменного графика, необходимо провести дополнительные исследования.

"Сейчас мы можем сказать, что возможно при сменной работе большее значение имеет качество питания, а также здоровое количество физических нагрузок", - сказал он.

Источник: sciencedaily.com