Ген настроения: от чего зависит склонность к депрессии?

Почему некоторые преодолевают жизненные трудности с легкостью, а другие пребывают в постоянной депрессии? Согласно новому научному исследованию, вполне возможно, что данный момент зависит от наличия определенного гена.

Результаты данного исследования показали, что среди испытуемых, живущих напряженной жизнью, больше всего подверженными депрессии оказались те, у кого в геноме присутствовал измененный вариант гена, отвечающий за работу одного из нейротрансмиттеров под названием галанин.

Галанин является пептидом, широко распространенным в человеческой нервной системе. Считается, что он участвует в регуляции боли, кровяного давления, пробуждения, продолжительности сна, питания и настроения. Кроме того, ряд научных исследований показывает, что галанин играет роль в управлении стрессом и тревожностью.

Помимо этого результаты нового эксперимента демонстрируют, что галанин также может играть довольно существенную роль в развитии депрессии путем повышения уязвимости к психологическому стрессу, пишут ученые в своем отчете, опубликованном 24 марта в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

На данный момент конкретный фактор развития депрессии неизвестен, однако, считается, что здесь играют роль как окружение, так и генетика.

К факторам окружающей среды относятся психологический стресс, такие как душевные травмы, полученные в детстве, или стресс в дальнейшей взрослой жизни. И то, и другое сильно увеличивает риск развития депрессии.

«Как бы то ни было, депрессия появляется далеко не у всех людей, страдающих от этих проблем, – говорят ученые. – Устойчивость или уязвимость к этим факторам стресса, а вместе с этим и предрасположенность к депрессии, вероятно, зависит от наших генов».

В ходе данного исследования также было обнаружено, что эффект галаниновой системы, повышающий предрасположенность к развитию депрессии, является гораздо более выраженным у тех, кто подвергался самому сильному бытовому стрессу. Среди людей с измененным геном галанина (что должно было повысить их риск развития депрессии) справлялись лучше те, кто вел менее напряженную жизнь.

Полученные результаты подтверждают идею того, что сочетание окружающей среды и генов гораздо сильнее одной лишь генетики или окружения.

Большинство систем головного мозга, изученных в ходе исследований с участием людей, страдающих депрессией, связаны с такими нейротрансмиттерами, как серотонин и норадреналин. В связи с этим ученые считают, что депрессия отчасти зависит от вариаций генов, отвечающих за эти нейротрансмиттеры и их рецепторы.

Кроме того, большинство современных антидепрессантов нацеливаются как раз на эти нейротрансмиттеры, однако, для многих пациентов эти препараты оказываются неэффективными, в связи с чем можно предположить, что данное заболевание может развиваться и по другим механизмам.

В ходе вышеупомянутого эксперимента ученые установили, что эффект генов галаниновой системы сильнее эффекта вариаций генов, отвечающих за серотонин.

Между тем, ученые отмечают, что на данный момент все еще непонятно, каким же именно образом галаниновая система участвует в развитии депрессии, однако, полученные результаты предполагают, что данная система должна быть изучена в качестве мишени для разработки новых антидепрессантов.

Источник: www.livescience.com