Почему у пьющих людей наблюдаются проблемы с костями

Кристофер Ванжек

Известно, что регулярное распитие спиртных напитков ослабляет кости. Более того, практикующие доктора знают и отмечают, что по сравнению с трезвенниками люди, злоупотребляющие алкоголем, нередко страдают частыми переломами, а также демонстрируют более медленное срастанием костей.

При этом точная причина данного воздействия оставалась тайной до недавнего времени. Доктора объясняли эту связь множеством моментов, таких как недостаточное и неправильное питание, часто наблюдаемое среди алкоголиков, а также мириады взаимосвязей между алкоголем и гормонами.

Между тем, ученые Медицинского Центра при Университете Лойолы в городе Мэйвуд, штат Иллинойс, установили, что алкоголь замедляет срастание костей на клеточном и молекулярном уровнях. Ученые заявляют, что этот эффект наблюдается как у алкоголиков, так и у тех, кто просто любит хорошенько выпить.

Данная проблема может оказаться особенно серьезной среди подростков и совершеннолетних молодых людей, когда организм запасает кальций в костях с целью их долгосрочного укрепления.

Результаты данного исследования были представлены 6 октября 2013 года на Ежегодном Собрании Американского Общества Специалистов в Области Исследований Костной Ткани и Минерального Обмена.

Для состояния костей злоупотребление алкоголем представляет собой двойной удар, отмечает доктор Роман Натоли (Roman Natoli), ординатор кафедры хирургической ортопедии Медицинской Школы Стритча при Университете Лойолы и ведущий автор данного исследования.

«Многие случаи переломов в результате автомобильных аварий, падений, ударов и так далее связаны с потреблением алкоголя, – говорит Натоли. – Кроме того, помимо повышения риска переломов алкоголь также нарушает сращивание костей».

Между тем, имеются свидетельства, что потребление небольших доз алкоголя время от времени может оказывать положительное воздействие на здоровье костной ткани. В ходе одного исследования 2012 года, опубликованного в журнале Menopause, было обнаружено, что потребление до одного бокала вина в день ослабляло потерю костной массы у женщин старше 50 лет. Другой эксперимент 2008 года, опубликованный в American Journal of Medicine, показал, что у людей, потреблявших от половины до целого бокала вина в день, наблюдался более низкий риск перелома костей тазобедренного сустава по сравнению с трезвенниками и алкоголиками.

Для того чтобы разобраться во всей этой взаимосвязи между алкоголем и здоровьем костей Натоли и его команда провели эксперимент на мышах. Ученые разделили обычных лабораторных мышей на две группы, одна из которых получила алкоголь в объеме эквивалентном троекратному допустимому количеству алкоголя в крови водителя автомобиля, а вторая – контрольная группа – алкоголь не получила вообще.

В результате между контрольной группой и группой потребления алкоголя ученые обнаружили различие в костных мозолях, – твердых костных образованиях, формируемых на концах костных отломков. У грызунов, получивших алкоголь, мозоли оказались менее минерализованными, то есть костная ткань формировалась уже не так быстро. Более того, кость, сформированная в конечном итоге, оказалась не такой крепкой, как в контрольной группе.

Помимо этого группа алкоголя показала признаки окислительного стресса, в ходе которого образуются химикалии, называемые свободными радикалами, способные нарушить нормальную клеточную функцию, оказавшись не в том месте, не в то время. Также стоит отметить, что свободные радикалы являются весьма химически активными соединениями.

Кроме того, в группе алкоголя наблюдался значительно более низкий уровень одного из протеинов, называемого остеопонтином. Остеопонтин вместе с еще одним протеином под названием SDF-1 участвует в задействовании стволовых клеток и в области травмы. А эти стволовые клетки в свою очередь трансформируются в костные.

Кстати о стволовых клетках, – Натоли отмечает, что хотел бы провести эксперимент на мышах с применением инъецирования стволовыми клетками костной ткани в сочетании с антиоксидантом под названием NAc, который борется с окислительным стрессом, дабы посмотреть, поможет ли это ускорить восстановительные процессы у мышей, получивших алкоголь.

Натоли говорит, что, возможно, такая терапия поможет алкоголикам. Однако самым эффективным средством для тех, кто лечит перелом, будет отказ от алкоголя на несколько месяцев до тех пор, пока кость не срастется и не залечится полностью.

Источник: livescience.com