У триклозана обнаружили тормозящее нервные импульсы действие

Триклозан, антибактериальный агент, входящий в состав многих средств гигиены – от туалетного мыла и зубных паст до влажных салфеток – может влиять на сократительную способность мышц, сообщает Science News.

Концентрации триклозана, достаточные для ослабления мышечной силы и нарушения кровотока у мышей, в точности совпадают с теми, что содержатся в организме людей, обследованных авторами публикации в августовском номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, группой нейротоксикологов под руководством Исаака Пессаха (Isaac Pessah) из Калифорнийского университета в Дэвисе.

Исследователи пришли к выводу, что триклозан влияет на перемещение ионов кальция через клеточную мембрану.

"Кальциевая регуляция настолько фундаментальна для любого организма, что обнаружение изменения транспорта ионов кальция немедленно открывает целый ящик Пандоры других эффектов. Эта работа может оказаться большим прорывом", - считает эксперт Science News американский токсиколог Хейко Шёнфус (Heiko Schoenfuss) из Университета Сент-Клауд, штат Миннесота.

Несмотря на то, что действие агента изучалось на животных, механизм, посредством которого он нарушает мышечную функцию, существует и у людей, а триклозан был обнаружен в биологических жидкостях большей части обследованных авторами добровольцев.

В предыдудщем исследовании группы Пессаха обнаружилось взаимодействие триклозана с рианодиновыми рецепторами, белками, которые регулируют работу кальциевых каналов, обеспечивающих перенос ионов кальция через клеточную мембрану. От работы кальциевых каналов зависит активность многих клеток, включая клетки мышц, в к которым относится и сердечная мышца.

Испытывая действие триклозана на клетки сердечной мышцы мышей, авторы начали с дозы, составляющей сотую дозу летальной. Первая же подопытная мышь погибла под воздействием триклозана от сердечной недостаточности через минуту после начала эксперимента. У остальных грызунов наблюдалось ослабление силы захвата конечностей (на 18 процентов) и снижение насосной функции сердца (до 25 процентов) после 20 минут воздействия триклозана.

По мнению Пессаха триклозан активирует кальциевые каналы в мышечных клетках, но "странным образом, при котором гасятся входящие нервные стимулы, что ослабляет сократительную способность мышц".

Пессах надеется на то, что результаты исследования его группы привлекут внимание Управления по продуктам и лекарствам (FDA), а потребитель отныне будет осведомлен о побочных действиях этого дезинфицирующего средства. "В литературе нет данных, которые указывали бы на большую дезинфицирующую эффективность триклозана по сравнению с простым мылом. Риск его использования очевидно превышает пользу", - считает токсиколог.

Источник: www.mednovosti.ru